Все дети рождаются с врождённым качеством веры в единого Аллаха , и только родители, среда делают их христианами, буддистами, язычниками или атеистами. Велика милость Всевышнего, Который возвращает Своих заблудших рабов в их исконную, истинную религию, отрывая от лона псевдоубеждений и верований. Так случилось и с героиней этой истории, чья судьба обещала быть совсем иной…
Зайнаб Магомедова, правоверная мусульманка, урождённая Клавдия Лазаревна Завадская, дочь украинки и немца. Счастливая мать большого дружного семейства, любимая детьми, внуками, уважаемая соседями и сельчанами, немногословная и скромная дагестанская женщина. Ещё в детстве я удивлялась, когда её называли Клавой, и не понимала, откуда у неё такая чистая русская речь.
Во всём остальном она совершенно дагестанская женщина, каких тысячи в наших селениях. Зайнаб очень скромная женщина, она не считает себя какой-то особенной и искренне удивилась, когда я пришла к ней брать интервью. Уже после нашей беседы она показала мне большую картонку, исписанную вдоль и поперёк аятами Священного Корана, словами обязательной фарз-молитвы, азкарами, что читают после намаза. И добавила, что, куда бы она ни ехала: в больницу ли, в гости, эти молитвы всегда бывают с ней.
И дома они у неё всегда под рукой. Её дом – полная чаша, в том смысле, что главное богатство для нашей героини – её семья, дети, внуки. По-дагестански обильно накрытый стол, молитвенный коврик на полу, обвязанная платком хозяйка дома с внучкой на руках, как две капли похожей на бабушку, улыбчивые и счастливые сын с невесткой – вот что я нашла в этом гостеприимном и уютном доме.
– Расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, кто были ваши родители и как складывалась ваша жизнь до приезда в Дагестан.
– Я родилась и выросла в Казахстане. Рано осталась без отца, его звали Лазарь Завадский. Он умер ещё в 1958 году. Мать, Раиса Ивановна Рузь, умерла в 2001 году на 84-м году жизни. В далёком 1970 году в Казахстане на заработках я встретила своего будущего мужа, дагестанца, аварца Анварбега, вышла за него замуж, и с тех пор моя жизнь коренным образом изменилась. Мы не сразу переехали в Дагестан, больше 10 лет оставались работать там же. Родились дети. Их у нас четверо: три дочери и сын. Мы, как могли, старались воспитать их достойными людьми.
– Вы сами пришли к необходимости принятия Ислама или, может быть, это было категорическим условием для вашего вступления в брак с мусульманином?
– Да, поначалу это было условием. И для меня не было проблемы перехода из одной религии в другую. Будучи христианкой, я не молилась, не очень интересовалась какимито религиозными вопросами. Про Христианство я уже ничего даже не помню. Хотя мама была верующей и тайно молилась, но это было время насаждения атеистических взглядов. И веровать открыто было сложно, а то и опасно. Даже в школе на линейке выводили детей, родители которых как-то проявляли свою религиозность.
– С какого момента вы начали интересоваться Исламом? Что вас к этому подтолкнуло?
– Всерьёз интересоваться начала после приезда в Дагестан, в 1987 году. Здесь меня тепло встретили, здесь я узнала много добрых, отзывчивых и религиозных людей. Среди них была наша добрая односельчанка Хадижат, очень набожная женщина. Она многому меня научила, сама выбрала для меня новое мусульманское имя.
– Как вы отнеслись к тому, что обязательно надо молиться, держать пост в месяц Рамадан, к ношению более закрытой одежды?
– Что касается платка, то его я и раньше никогда не снимала. Моя работа носила такой характер, что волосы приходилось закрывать. Поэтому проблемы с переходом к более закрытой одежде или ношению головного убора для меня не существовало. Намазы и посты стараюсь соблюдать, религиозные праздники отмечаю с удовольствием.
– Расскажите о трудностях, с которыми вы столкнулись.
– Трудности были связаны лишь с произношением молитв, с правильным проговариванием незнакомых мне звуков. А что касается самой молитвы или поста – с этим трудностей не было вообще.
– Как отнеслись ваши родственники к вашему обращению в Ислам?
– Они меня только поддерживали. И никак не препятствовали. Это был мой личный выбор. Они его приняли.
– Что вам больше всего нравится в Исламе?
– То, что это чистая религия! Здесь нет фальши.
– Как вы воспитываете своих детей, внуков, какие ценности им прививаете?
– Детей воспитывала всегда в строгости, чтобы не было никакого обмана, воровства, и внуков тому же учу.
– Что вы пожелаете нашим читателям?
– Самое главное, чтобы в семье было счастье, чтобы друг друга уважали и доверяли. Родители и дети чтобы не огрызались друг на друга. Чтобы были мир и спокойствие.
БЕСЕДОВАЛА
БАРИЯТ МАГОМЕДОВА