29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ответы на вопросы от 1.08.2021 (по Шафии)

1.Надо ли делать намерение на утренний намаз как на возмещающий, если успеваешь лишь на один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, а второй ракаат – после восхода?

Если человек предполагает или у него есть возможность совершить какую-то часть намаза своевременно, то он вступает в намаз с намерением совершить его как обычно (своевременный).

Следовательно, в данном случае, если человек совершил полностью один ракаат, подняв голову со второго земного поклона (сужды) первого ракаата до восхода солнца, то весь намаз считается своевременным, и он не должен делать намерение как на возмещающий намаз. («Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Сколько намазов надо возместить, если не знаешь, сколько их было пропущено с наступления совершеннолетия?

В этом случае необходимо, согласно аргументированному мнению, возмещать их до тех пор, пока не появится уверенность, что не осталось ни одного невозмещённого намаза.
Недостаточно ограничиться тем количеством, которое человек помнит, то есть знает, что пропустил. Необходимо возмещать обязательные молитвы до тех пор, пока не уверится, что сверх этого количества он пропустить однозначно не мог.

Примечание:
Такое же решение и относительно возмещения пропущенных обязательных постов.  («Бугят аль-Мустаршидин»)

3.Имеет ли право человек, купивший товар в рассрочку и не расплатившийся с хозяином товара, продать его другому лицу? И может ли первый хозяин требовать у того, кому перепродали, вернуть ему товар на основании того, что первый покупатель с ним ещё не расплатился?

Если человек что-либо купил в рассрочку, то он имеет право продать этот товар другому.

В случае расторжения сделки продавец вправе требовать у покупателя вернуть ему товар только в том случае, если товар находится в собственности у покупателя. А если покупатель уже продал или подарил товар другому, то первый хозяин не имеет права требовать у третьего лица вернуть этот товар ему. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

4.Как понять выражение «не уверует» в хадисе: «Не уверует ни один из людей, пока не пожелает своему брату того, что желает себе» (аль-Бухари, Муслим)?

Под словами «…не уверует, пока...» подразумевается полноценная вера. Отрицание чего-то, где имеется в виду желание побудить другого к совершенствованию, используется как в русском, так и в арабском языке. Например, под выражением «он не человек» подразумевается неполноценный человек, не имеющий морально-этических качеств.

В этом хадисе придаётся особое значение добросердечности, подчёркивается её важность для совершенства веры. Поэтому не стоит понимать, что для полноценности веры человеку достаточно только желать своему брату того, чего желаешь себе, не следуя при этом другим предписаниям. Также слова «пока не пожелает» не означают, что следует что-то делать в ущерб себе.

Под словами «своему брату» имеется в виду не только мусульманину (верущему). Ведь каждому мусульманину следует желать неверующим принятия истинной веры и стремления к совершенству. 

Целью хадиса является объединение сердец людей, и это основа веры. Когда человек желает, чтобы и другие были наделены такими же благами, которыми его наделил Создатель, он непременно будет относиться к ним хорошо, не будет им вредить. («Фатх аль-Мубин» шарх аль-Арбаин)

5.Будет ли считаться использование зубной щётки для чистки зубов как использование сивака?

Использование сивака – это очень желательная (настоятельная) сунна. Посланник Всевышнего ﷺ часто использовал сивак, особенно перед омовением и намазом. 
Любой шершавый, грубый материал, удаляющий жёлтый налёт с зубов, будет считаться сиваком. Также можно применить в качестве сивака разного рода порошки, например, поташ (ушнан), в химической промышленности – карбонат калия.

Следовательно, чистка зубов зубной щёткой аналогична использованию сивака, но при этом необходимо намерение, что зубная щётка будет применяться в качестве сивака, так как Пророк ﷺ сказал: «Все деяния оцениваются согласно намерению».

Примечание:

В качестве сивака можно использовать ветки различных деревьев. Лучшими являются ветки дерева аль-арак (сальвадора персидская), затем – ан-нахль (пальмовое дерево), далее – аз-зайтун (оливковое дерево).

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Если бы использование сивака не было тяжело для моей общины, то я велел бы пользоваться им при каждом намазе» (аль-Бухари, Муслим).

Сивак также желательно использовать перед чтением Корана, хадисов Пророка ﷺ, поминанием Всевышнего (зикру), при входе в мечеть или в дом, перед сном и после пробуждения, при неприятном запахе изо рта, перед приёмом пищи и т. п. («Мугни аль-Мухтадж», «Бушра аль-Карим»)

6.Можно ли разводить дома кроликов и употреблять в пищу их мясо?

Запрета или же нежелательности на употребление мяса кроликов, согласно четырём правовым школам (мазхабам), нет. Об этом свидетельствует хадис Пророка ﷺ, где передаётся, что однажды ему в качестве подарка принесли бедро и ляжку кролика, и он принял дар и поел часть от него.

Также нет запрета или нежелательности разводить кроликов дома и т. д., так как они считаются домашними животными. («Аль-Минхадж», шарх «Сахиху Муслим», «Мугни аль-Мухтадж»,«Аль-мухаззаб фи фикх аль-Имам аш-Шафии»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).