23 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.08.2021 (по Ханафи)

1.Правда ли, что свекровь нельзя называть матерью?

В книге «Сахих уль-Муслим» поясняется: «Слова Пророка ﷺ “о мой сын”, сказанные сподвижникам Анасу رضي الله عنه и Мугирату رضي الله عنه, свидетельствуют о дозволенности говорить младшему по годам человеку “о мой сын”, “о мой ребёнок”. Суть этих слов – выражение мягкости, доброты, сострадания (смысл: “ты для меня как родной ребёнок”). Кроме того, младшему и ровеснику говорят “о мой брат” – в том же смысле, о котором сказано выше».

Заключение:
Из вышесказанного ясно, что, так же как младшему можно говорить «о мой сын», «о мой брат», и свекрови можно говорить «о моя мать».

2.Расскажите, пожалуйста, о молочном родстве. Кто становится родным для ребёнка, вскормленного нематерью? Станет ли приёмный ребёнок молочным родственником для женщины, если её сестра накормит его своим молоком?

Имам Абдул-Гани Гунайми в книге «Лубаб фи шархи китаб» пишет: «Необходимым условием для установления молочного родства является грудное вскармливание ребёнка, не достигшего двухлетнего возраста, и нет разницы, в малом или большом количестве».

 «В результате вскармливания, полностью отвечающего необходимым требованиям, кормилица становится молочной матерью этого ребёнка, а её муж, являющийся отцом её родного ребёнка, при рождении которого у неё и появилось это молоко, становится молочным отцом. Молочное родство распространяется в будущем и на детей и внуков этого ребёнка, будь они кровными или же молочными».

 «Кровные или же молочные отец и дед кормилицы становятся дедом и прадедом ребёнка, а в последующем и для его детей. И если этот ребёнок – девочка, то им запрещено на ней жениться. Кровные или же молочные мать и бабушка кормилицы становятся бабушкой и прабабушкой для этого ребёнка. И если этот ребёнок – мальчик, то им нельзя в последующем вступить с ним в брак. Кровные или же молочные дети кормилицы становятся братьями и сёстрами этого ребёнка, а её кровные или же молочные братья и сёстры становятся его дядями и тётями. Отец мужа кормилицы становится его дедом, брат – дядей и т. д.».

Заключение:
Если женщина накормит грудным молоком приёмного ребёнка до достижения им двух лет, то её сестра становится ему молочной тётей, уединение с которой в Исламе дозволено.

3.Можно ли пить в целях лечения верблюжью мочу, и является ли это сунной?

Учёный имам аз-Зухайли в книге «Фикх уль-Ислам ва Адиллатуху» пишет: «Что касается веления Пророка ﷺ племени Ураннийин пить верблюжью мочу, то подразумевалось использование её как средства лечения, а лечение нечистотой разрешено, но только при отсутствии чистого заменителя».
 «Под словами Пророка ﷺ – “Аллаh ﷻ не вложил исцеления в то, что запретил моей умме (общине)”, – подразумевается вино в чистом виде, и, следовательно, его нельзя использовать для лечения, в отличие от других нечистот, использовать которые можно, если нет другого лекарства, не содержащего в себе нечистот». 

Заключение:
Верблюжья моча является нечистотой, использовать её и другие нечистоты в целях лечения, принимая внутрь, разрешено только в том случае, если нет другого лекарства, не содержащего в себе нечистот.
Лечение верблюжьей мочой не является сунной как таковой, это лишь дозволенное средство лечения при отсутствии чистого заменителя.

4.Существуют ли благоприятные и неблагоприятные дни для процедуры кровопускания?

О том, какие дни являются благоприятными, есть множество преданий от Посланника Аллаhа ﷺ. Передаётся от Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тому, кто сделает хиджаму (кровопускание) в 17, 19 и 21-й дни месяца, она станет исцелением от любой болезни» (Абу Давуд). Также есть предания о неблагоприятных днях для этой процедуры. Передаётся от имама аз-Зухри, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тот, кто сделает хиджаму в среду или субботу и заболеет (по этой причине), пусть винит в этом только себя» (Аз-Зухри).

Заключение:
Желательными днями недели для процедуры кровопускания в качестве профилактики считаются понедельник и четверг, а в месяце  – 17, 19 и 21-й по лунному календарю. Кроме того, желательно проводить процедуру кровопускания, когда луна находится в фазе убывания.
 В пятницу, субботу, воскресенье и среду от кровопускания лучше воздержаться. 
Для больного, которому процедура кровопускания жизненно необходима, нет нежелательности во времени.

5.Является ли сунной для мужчин носить длинные, до мочек ушей, волосы?

Из хадисов известно, что волосы Пророка ﷺ доходили до края мочек ушей, временами – до плеч.
Имам аль-Хатиб аль-Багдади в книге «Аль-Факих ва аль-Мутафакких» пишет: «Действия Пророка ﷺ делятся на те, которые относятся к поклонению, и на те, которые не относятся к поклонению. Если действия не относятся к поклонению, то это указывает на дозволенность этих действий».

Заключение:
Отращивать длинные волосы не является сунной, а относится к дозволенным действиям.
Необходимо иметь внешний вид, соответствующий общепринятым нормам (дозволенный, не порочащий достоинства), который имеет большинство мужчин вашего статуса, местности, где вы проживаете.

6.Подскажите, обязательно ли читать азан и икамат перед каждым намазом, когда возмещаешь несколько намазов?

Чтение азана и икамата не является обязательным. Однако читать их перед каждым намазом является сунной (желательным действием). Достаточно прочитать азан и икамат перед первым из возмещаемых намазов, а перед остальными только икамат, если они возмещаются в одно время. И в таком случае нежелательно (макрух) пропускать икамат перед остальными намазами.  («Мараки аль-Фалях»)

7.Можно ли в фарз-намазе во время суджуда (земного поклона), после тасбиха (слова прославления Господа) читать мольбы (дуа)?

Что касается фарз-намаза, то во время поясного и земного поклонов читается только тасбих, и больше ничего не добавляется. А что касается суннат-намазов, то там можно добавить дуа после тасбиха.  («Мараки аль-Фалях», «Хашия Тахтави»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62