Социальное значение религии
При этом оно охватывает все слои общества, не разделяя их по расовому, конфессиональному, национальному, классово-сословному или другим признакам.
Социальное учение предназначено для формулирования идей, основ или систем, которые помогают в так называемых социальных проблемах, направлено на искоренение социального неравенства и неразрывно связано с моральными, этическими и религиозными чувствами людей.
Инструментарием социального учения является исламское право (фикх), представляющее собой четыре правовые школы, основанные, в свою очередь, на Священном Коране и хадисах.
В них структурировано и подробно разъяснено, что является дозволенным и запретным и как поступить в той или иной ситуации.
Цель самой религии – это воспитание в людях высокой культуры, нравственности, веротерпимости в многообразном обществе, облагораживание нравов людей, призыв к покорности Создателю.
Социальные учения, как правило, являются инструментариями формирования личности, её воспитания и передачи некой программы, алгоритма, как настраиваться, мыслить, говорить, действовать и коммуницировать с обществом. Лейтмотивом социального учения в Исламе является понятие справедливости.
Принцип исламского социального служения состоит в стремлении приблизиться к Богу, заслужить Его довольство, следуя заповедям и не требуя ничего взамен. Человек строит отношения с Богом, созидая в себе добродетели.
Все сложности жизни предоставляют людям возможность воплощать добродетели, которые приближают к довольству Создателя. Практической реализацией социального служения являются сострадание к тем, кто находится в бедственном положении, щедрая помощь нуждающимся, защита угнетённых, опека обездоленных, стремление принести пользу людям как в данный момент, так и в долгосрочном будущем. Таким образом, вера в божественную справедливость напрямую связана с желанием человека стремиться к справедливости и избегать любых форм угнетения по отношению к кому бы то ни было.
На самом деле те, кто поступает справедливо, – это те, кто действительно знает Бога и свидетельствует о его величии.
В Исламе отправная точка для любой добродетели и справедливости коренится в духовном стремлении человека любить Бога и быть его возлюбленным, а также помогать рабам Божьим. Эта духовная справедливость порождает все другие формы справедливости.
Добродетель и помощь ближнему, независимо от его конфессиональной принадлежности, вплетены в саму природу божественной религии.
Мухаммад Алимчулов