29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Подросток – ещё не взрослый, но уже не ребёнок

Родители – это проводники в мир взрослых, основной функцией которых является поддержать, принять и помочь подросткам прожить этот период благополучно.

Но часто мы тормозим этот процесс и не даём своим детям вырасти, ограничивая их самостоятельность, решительность и желания.

Вспомни себя…

Предлагаю взрослым вспомнить себя в 14–16 лет. Постарайтесь окунуться на некоторое время в те времена, увидеть себя со стороны, вспомнить, каково быть подростком. О чём вы тогда думали? Мечтали? Чего не хватало? Как справились? Плюсы, минусы, и как этот период определил вашу жизнь? Поговорите со своим внутренним подростком.

Важно отделять свой жизненный опыт от того, что проживают ваши дети, и, несмотря на статус родителя, не мешать взрослению новой личности. Взрослый может обнаружить, как переносит свои желания и нереализованные возможности на ребёнка, стараясь реализовать их. «Я не смог, ты сможешь». Или из-за жёстких ограничений, которые были установлены для него самого в подростковом возрасте, даёт ребёнку максимальную свободу действий.

Проанализировав и приняв свой жизненный опыт, беря ответственность за собственную жизнь, оставляем детям право на их путь, в котором не будем преследовать цели, пользуясь своим родительским авторитетом, чтобы указать ребёнку дорогу и оказать поддержку, но не определять, решать и делать всё за ребёнка.

Рекомендации родителям подростков:

• Родителям нужно разобраться со своими ожиданиями, страхами, связанными с подростковым возрастом, чтобы видеть своих детей настоящими, а не через призму своих убеждений.
• Стараться быть рядом с ребёнком не просто физически, а интересоваться его жизнью, увлечениями, желаниями. Быть в контакте с детьми не значит «на одной волне», а из позиции «я взрослый» родитель, который всегда рядом с ребёнком и готов ответить на любое его обращение.
• Воспринимать своего ребёнка как личность, разрешая ему самому принимать решения и брать ответственность за их последствия, с пониманием относиться к ошибкам. 
• Разговаривать с детьми, обсуждать, размышлять, анализировать и, главное, давать ребёнку право голоса – возможность говорить и быть услышанным, даже если вы не согласны. У подростка должно быть собственное мнение.
• Телефон и социальные сети. Задумайтесь, насколько вы знаете своего ребёнка, близки ли вы и есть ли доверительность в ваших отношениях. Одни придерживаются мнения, что проверка телефона и сетей – это нарушение личных границ, другие проверяют их в целях безопасности своего ребёнка.

Оба мнения имеют право быть, а вы сами решайте, что для вас приемлемо.

• Гаджеты и компьютерные игры не должны полностью занимать свободное время ребёнка. Запрещать – недейственный метод, попробуйте показать, как можно пользоваться данными средствами для удовлетворения своих потребностей, при этом устанавливая приемлемые для вашей семьи рамки.
• Стремиться к знаниям всей семьёй, несмотря на возраст, совместные увлечения, – это объединяет членов семьи. 
• Радоваться достижениям своего подростка. Поддерживайте, разрешайте делать выбор и совершать намеренное, и верьте, что ваш подросток справится со всеми трудностями.

Будьте зрелыми родителями, на которых лежит ответственность за воспитание детей. Это подчас непосильная задача, потому что нам легче перекинуть её на общество, зависание в телефоне, увлечение популярными трендами, обвиняя их в неправильном воспитании. Это может повлиять на детско-родительские отношения, но разорвать их могут только сами участники. 

Нет универсальных правил воспитания, методов и приёмов. То, что вы будете применять на практике, по-разному работает даже в рамках одной семьи. 

Поэтому быть папой и мамой – очень увлекательный процесс, приходится искать всё время новые методы, подходы, пробовать даже то, что, казалось бы, совершенно бесполезно. Главное, чтобы нас волновала жизнь собственного ребёнка, тогда мы будем искать пути и выходы из любых ситуаций, преодолевая проблемы и сохраняя при этом дружественные и доверительные отношения с нашими детьми.

Наида Алиева/г. Санкт-Петербург, психолог