20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Султан Джахангир и искусство научной иллюстрации

Джахангир (1569–1622), четвёртый падишах Великих Моголов Индии, и его придворные художники подняли зоологическую и ботаническую научную иллюстрацию к возвышенному искусству, создав модели красоты и правдоподобия, которые и сегодня продолжают вдохновлять иллюстраторов и учёных.

 На протяжении долгой истории научных исследований учёные и те, кто комментирует явления науки, использовали не только язык для передачи своих идей и результатов своих разработок, но и наглядные пособия. Манускрипты произведений ранних исламских учёных и исламских переводов на арабский язык работ их древних предшественников в таких областях, как математика, физика, химия, астрономия, астрология, медицина и география, содержали графические абстракции и диаграммы, а также схематические графические изображения. Всё это было призвано помочь учёным передать другим людям свой посыл. Однако только после монгольских нашествий в центральных районах исламского мира и в персидской культурной среде, которая затем получила развитие, мусульманские художники начали изображать людей и природу так, как наши глаза действительно воспринимают их.

 В начале XVI века крупной фигурой в персидской культуре того времени был Среднеазиатский Бабур (1483–1530), который установил господство Моголов на северном индийском субконтиненте. Его автобиография, «Бабурнама», показывает его глубокий интерес к красотам природного мира, который стал его достоянием, но этот труд не был проиллюстрирован. Преемник Бабура Хумаюн (1508–1556) заказал картины с изображением конкретных птиц, которые, по его мнению, были хорошими предзнаменованиями. Во времена правления его сына, великого императора Акбара (1542–1605), птиц и животных изображали с большим вниманием к деталям в нарисованных для него картинах, но как компоненты более крупных живописных композиций, а не как отдельные произведения.

«Изучение лорикета, рогатого фазана, додо, уток и куропаток». Рукописная живопись Устада Мансура. Двор Джахангира. 1625. Институт востоковедения Российской академии наук, Санкт-Петербург

 Однако сын Акбара, Джахангир (1569– 1627), проявлял особенно энергичный и тщательный интерес к естественной истории. Подобно Бабуру, он также составил свою собственную хронику, известную как «Джахангирнама». В этой хронике отобразились его личные эмоции относительно красот и чудес природного мира, с которым он столкнулся. Джахангир активно искал и собирал примеры новых для него видов, а правители и знатные люди посылали ему любопытные образцы живой природы, для которых он создал специальные заповедники и сады. Он поручил лучшим художникам в своей империи аккуратно фиксировать каждый образец в отдельности, отображая их на рисунках и картинах.

 Двое из придворных художников Джахангира были по праву его фаворитами: Абуль Хасан (1589–1630) и Устад Мансур (процветал в 1590–1624). Джахангир выразил ими своё восхищение в хронике «Джахангирнама». Если Абуль Хасан был способен рисовать красивые предметы естественной истории, то Мансур для Джахангира был ведущим художником, изображавшим природу, – недаром его работы соперничали с работами любого европейского художника того времени.

 Самой известной из его картин является картина мавританского додо – он был самым ранним художником, изобразившим эту птицу в цвете. Но его работы также включают в себя множество птиц с индийского субконтинента: например он впервые изобразил сибирского журавля (снежный кран Grus leucogeranus) – того самого, который находится сейчас под угрозой исчезновения. Эта работа находится в коллекции Индийского музея в Калькутте (1625 г.). Джахангир брал Мансура и других художников с собой во время его частых путешествий по империи.

 Мансур отвечал за фиксирование информации о растениях и животных. Он также был прекрасным живописцем флоры, но большинство его картин с изображением цветов, к сожалению, были утеряны на протяжении веков. Журнал Джахангира сообщает, что во время поездки в долину Кашмира Мансур нарисовал более сотни разных видов цветов. Тщательные художественные описания Устада Мансура свидетельствуют о том, что художник избегал любого личного самовыражения и старался придерживаться объективизма; тем самым эти изображения представляют собой чрезвычайную ценность в плане их научной точности, а также художественного совершенства.

 В современной науке согласованная процедура документирования типового экземпляра для вновь идентифицированного вида требует не только точного словесного описания, но и тщательного визуального описания его. Эти научные иллюстрации затем становятся точкой отсчёта для будущего сравнения и диагностики. Те из картин Мансура, которые стали первыми визуальными документациями видов, особенно важны в истории биологической научной иллюстрации. Предметами их изучения в современной таксономической терминологии являются «типовые экземпляры». Мансур был неподражаемым мастером в этом отношении. Его картина нелетающего мавританского додо (Raphus cucullatus) была нарисована на основе его собственных наблюдений за живой птицей в 1625 году и приводится биологами как наиболее точное сохранившееся представление.

 Европейцы охотились за этими птицами, и те вымерли в 1681 году. Два живых экземпляра были привезены в Индию в 1600-х годах, и изображённая птица, возможно, была одной из них. Картина Мансура с изображением этой птицы (вместе с четырьмя другими видами птиц на той же странице) была вновь открыта в коллекции Института востоковедения Российской академии наук (в городе Санкт-Петербург) и произвела сенсацию после представления на XII Международном орнитологическом конгрессе в Хельсинки в 1958 году. Абуль Хасан стал главным художникомпортретистом своего времени, главной задачей которого было документирование событий в императорском дворе. Несмотря на то, что он, по-видимому, нередко рисовал живых существ, он, несомненно, мог производить великолепные научные работы – мы видим это на его рукописном полотне (1610– 1615), на котором  изображена индийская птица под названием «Пятнистый вилкахвост» (Enicurus maculatus). Эта птица была включена в Альбом Шаха Джахана (составленный для сына и преемника Джахангира), который теперь находится в коллекции Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

 Джахангир заказал художнику это изображение, а надпись свидетельствует о том, что слуги императора поймали эту особую птицу. Увлечение Джахангира природой и его требования к художникам точного изображения образцов флоры и фауны задали тон традиции в индийской живописи, которая продолжилась в эпоху фотографии и позже. В течение последующих двух веков работам Мансура часто подражали другие художники, особенно в работах, предназначенных для хорошо развитого европейского экспортного рынка.

 Его стиль живописи в природе в конечном итоге внёс вклад в школу естественной истории «Компания», которая стала популярной в Британской Индии и других европейских территориях колониальной Южной Азии в конце XVIII – XIX в. К тому времени изображения, которые относятся к естественной истории, стали популярными во всём мире – в Китае, Японии, Европе и заморских владениях европейских держав и США. Это отобразилось в работах многих выдающихся художников, к примеру в творчестве художников натюрморта голландской школы в XVII веке и работах Джона Гулда и Джона Джеймса Аудобона в XIX веке. Все они, в конечном счёте, состоят в долгу перед художественными талантами и способностями научных наблюдений Устада Мансура и Абуль Хасана, а также покровительством императора Великих Моголов Джахангира.

ГАЙ ПЕТЕРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ

Перевела с английского Саида Ибрагимова