18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Байт аль-Хикма – Дом мудрости

В начале VIII века исламские халифы управляли огромной территорией. И как многие успешные правители, подобно Цезарю и Наполеону, они понимали, что политическая власть и научный прогресс идут рука об руку, а потому учёные пользовались огромной поддержкой правителей. Для этого было много причин – некоторые из них практические. Знание медицины помогало спасать жизни, военной техники – выигрывать войны, знание математики позволяло регулировать государственные финансы.

В начале VIII века исламские халифы управляли огромной территорией. И как многие успешные правители, подобно Цезарю и Наполеону, они понимали, что политическая власть и научный прогресс идут рука об руку, а потому учёные пользовались огромной поддержкой правителей. Для этого было много причин – некоторые из них практические. Знание медицины помогало спасать жизни, военной техники – выигрывать войны, знание математики позволяло регулировать государственные финансы.  Ислам способствовал развитию науки, ведь сам Пророк  велел верующим искать знания, даже если придётся идти за ними в Китай.

Некоторые учёные даже называют эту эпоху «эрой исламской научной революции», что отражает степень влияния и вклад мусульман в становление современной науки. Становление Дома мудрости Построенный в VIII веке Байт аль-Хикма, или Дом Мудрости, был одной из жемчужин Багдада, столицы империи Аббасидов. Первоначально развитие Багдада во многом стало заслугой халифа Харуна аль-Рашида. Под его руководством Багдад начал курс, который впоследствии превратил этот город в интеллектуальный и культурный центр мира. За 500 лет в Багдаде проводилось множество различных академических исследований, привлекавших ученых со всего мира. Влияние халифа Харуна было настолько сильным, что о нем упоминали многие великие писатели.

В новаторском романе ирландца Джеймса Джойса «Одиссей» присутствует мечта о халифе, в то время как другой ирландец, В. Йит, написал стихотворение под названием «Дар Харуна Рашида». Еще один известный поэт, Альфред Теннисон, написал стихотворение под названием «Воспоминания об арабских ночах», в котором почти каждая строфа заканчивается фразой «хороший Харун Рашид». Его имя даже появляется в одном из романов Чарльза Диккенса. И все эти упоминания – словно дань уважения многочисленным заслугам халифа, в том числе и то, что именно при нем расцвел Байт аль-Хикма. Сын Харуна, Аль-Мамун, продолжил дело отца. Он расширил дом, как в пространственном, так и интеллектуальном смысле, предвидя его развитие и становление центром для изучения различных отраслей знания.

В Доме мудрости жили и работали интеллигенты и ученые самых разных традиций и профессий – исследователи, переводчики, философы и писатели. Именно работа в Доме мудрости дала возможность мусульманским ученым изучить и подарить миру доступность к произведениям великих философов, таких как Аристотель и Гиппократ. Без работы мусульманского мира в то время большая часть великой греческой традиции, возможно, была бы потеряна навсегда. Но греческий и арабский не были единственными языками, на которых говорили в Доме мудрости. Здесь звучали фарси, арамейский, иврит, сирийский, индийский и латинский языки. Но, пожалуй, самым удивительным явлением в Байт аль-Хикма был не только высокий интеллектуальный уровень его последователей, а единство ученых самых разных национальностей и убеждений. Христиане и иудеи со всего мира стекались к Дому мудрости, ведь здесь принимали абсолютно любого человека, учитывая лишь его стремление к знаниям. 

 Арабский язык стал универсальным языком науки. Учёные из разных стран, не имеющие ранее возможности общаться, теперь получили её. Помимо всего прочего, арабский язык отличался точностью, что идеально подходило для научной и технической терминологии. Учёные из разных частей мира теперь могли обсуждать, сравнивать, оспаривать и дискутировать. Учёный из Кордовы на юге Испании теперь мог сойтись в литературных и научных дебатах с учёным из Багдада и Самарканда. В IX столетии правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы). Можно было бы назвать их семинарами или обсуждениями, во время которых самые умные люди города, философы, богословы и астрономы, независимо от религиозной принадлежности, собирались, чтобы обсудить свои идеи. От учёных не ждали, что они будут придерживаться особой линии или принимать Ислам. Им вполне свободно позволялось выражать собственные представления и чувства. Единственным требованием было то, что они должны были делать это на изящном арабском языке, приводя логические доводы.

Различные отрасли знания В центре внимания ученых Дома мудрости были области разных наук, и выходили они далеко за рамки философии и теологии. Исследования в области метафизики, алгебры, медицины, физики, биологии, химии, тригонометрии и астрономии – это лишь некоторые из направлений работы, которые процветали здесь. Изучив искусство изготовления бумаги после экспедиций мусульман в Китай, Багдад стал одним из центров производства книг, а систематизация этого процесса сделала их гораздо более доступными. Сооружение обсерватории в Доме мудрости позволило астрономам наблюдать за Вселенной, а сам проект выходил за рамки астрономии, так как некоторые историки утверждают, что подобная работа представляет собой первый спонсируемый государством крупномасштабный научный проект. Поддержка со стороны правителей и общая атмосфера свободы и учености вполне естественно привели к тому, что Дом мудрости стал академической резиденцией многих великих ученых.

Арабский философ, великий Аль-Кинди, переводил труды крупных ученых и, развивая их с точки зрения исламской теологии, начал дебаты по вопросам философии и теологии. Аль-Хорезми, выдающийся математик, ввел весь мир в десятичную систему исчисления, которой мы сегодня пользуемся. А его имя обозначило новую науку – алгебру. Уроки Дома мудрости Сегодня мы, несомненно, можем извлечь некоторые уроки из этого удивительного периода нашей истории. Реальность процветающего Байта аль-Хикма вновь напомнила, что Ислам и наука дополняют друг друга. Когда наша прекрасная религия применяется надлежащим образом, процветают научные исследования, значит, улучшается и жизнь общества в целом. Недаром первым словом откровения Священного Корана был призыв: "Читай!" Стоит также помнить, что такой яркий период, который длился 500 лет в Багдаде, был отнюдь не исключением.

Мусульмане поддерживали расцвет знаний в Андалусии в течение семи веков, а плоды этих усилий также стали легендами. Даже сегодня, в разгар потрясений и трагичных событий по всему миру, мусульманские мыслители продолжают заниматься научной деятельностью в самых разных областях и добиваются больших высот. Стремление мусульман к знаниям не ограничивается только теологией или философией; мы занимаемся всеми отраслями науки. И та открытость к научной мысли, которую проявили обитатели Дома мудрости, позволила развиваться мыслителям и ученым со всех уголков мира, что оказалось полезным для всех сторон. Мы и сегодня продолжаем пользоваться плодами этой гармоничной эпохи, которая сделала мир чище, светлее, прогрессивнее. Учёные Ислама сохранили традиции и опыт своих предшественников, собрали воедино эту гигантскую научную мозаику, пропитанную знаниями. Такой опыт приносит пользу всем людям и во все времена останется актуальным. 

АБДУЛЛА МУСЛИМОВ