25 апреля
2024 года
поделиться

Праздничное жертвоприношение

Жертвоприношение в дни праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) является обязанностью каждого мусульманина, находящегося в городе, селе или пустыне.

Имеющего при этом достаток, равный нисабу (уровень материального состояния, при котором наступает обязанность по закяту уль-фитр), и возможность выплатить его в один из трёх дней жертвоприношения (это праздничный день – 10-е число Зуль-хиджа и последующие два дня). 

Выплачивать необходимо как за себя, так и за своих детей, не достигших совершеннолетия.

Можно принести в жертву по одной овце за каждого человека или зарезать верблюда или корову за семерых. 
Важно знать, что если верблюда или корову принести в жертву, к примеру, за восьмерых или больше, то жертвоприношение не засчитывается ни за одного из них. В случае если одно из этих животных было зарезано за меньшее количество людей, жертвоприношение будет считаться действительным. 

Бедный человек и путник не обязаны исполнять жертвоприношение, поскольку у первого из них отсутствуют возможности исполнения обряда, а у второго имеются сложности, возникающие в путешествии. 

Начало времени жертвоприношения наступает с рассветом праздничного дня. Но городским жителям запрещено резать жертвенное животное, пока не будет исполнен праздничный намаз или же пока не пройдёт время для его совершения. Что касается сельских жителей, то они могут исполнить жертвоприношение сразу после рассвета ввиду наступления времени намаза и отсутствия у них обязанности совершать праздничный намаз. Но ряд учёных высказались о необходимости совершать праздничный намаз и в селе. 

Животные, не пригодные для жертвоприношения

Не разрешается приносить в жертву полностью слепое животное или же слепое на один глаз. Также не допускается резать животное, не имеющее одной ноги. 

Нельзя резать исхудавшее животное или животное с полностью отрезанным ухом или хвостом. Не дозволяется также, если будет отрезана большая часть уха или хвоста. Соответственно, если будет отрезана их меньшая часть, то дозволяется приносить таких животных в жертву. 
Животное, не имеющее рога, дозволяется приносить в жертву, так как целью является мясо животного, а не рога. Пригодно для жертвы в том числе чесоточное и сумасшедшее животное. Причина дозволения животного, больного чесоткой, в том, что эта болезнь связана со шкурой животного, а не с мясом; такая же причина и с сумасшествием. Также дозволено приносить в жертву кастрированное животное, так как его мясо считается более приятным. 

В качестве жертвенного животного дозволяются верблюды, коровы, овцы (бараны). Что касается верблюдов, то их возраст должен достигать как минимум пяти лет (по лунному календарю), коров или буйволов – два года и выше. Что касается овец, то разрешается зарезать годовалого ягнёнка или козлёнка. Также дозволяется принести в жертву полугодовалого ягнёнка, имеющего вес и выглядящего как годовалый. Лучшим вариантом для жертвоприношения является рогатый баран, так как именно такое животное Посланник Аллаhа ﷺ предпочитал для заклания. При этом желательно выбирать самое жирное и красивое животное.

Распоряжаться мясом жертвенного животного можно по-разному. Хозяин имеет право оставить всё мясо себе или же полностью раздать, но желательно в качестве милостыни (садака) раздать не меньше одной третьей части туши. Также желательно отдать как садака шкуру жертвенного животного, но можно оставить себе и использовать в качестве бурдюка для воды и т. п. 

Если человек имеет опыт и может правильно исполнить жертвоприношение, то желательно его исполнить собственноручно. Причина – то, что заклание считается богослужением и делать его самому считается предпочтительным. 

Если человек по ошибке зарежет не своё животное, то его жертвоприношение будет считаться действительным. 

Мудрость жертвоприношения 

Как и в любом другом предписанном Всевышним Господом обряде, в жертвоприношении скрыто множество мудростей. В частности, самыми важными из них учёные считают:
1. Приближение к своему Господу. В Священном Коране сказано (смысл): «Молись своему Господу и соверши жертвоприношение» (сура «Аль-Кавсар», аят 2).
2. Возрождение сунны пророка Ибрахима (Авраама) عليه السلام.
3. Вселение радости среди бедных и нищих в дни праздника посредством милостыни. 
4. Благодарность Всевышнему за то, что Он подчинил людям животных. 

Достоинства

О достоинстве жертвоприношения свидетельствуют множество хадисов. Так, в одном из них говорится, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Лучшее пред Господом деяние в дни праздника жертвоприношения – это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придёт оно со своими рогами, копытами и шерстью в Судный день (живым свидетелем совершённого обряда). И будет кровь его возвеличена пред Господом ещё до того, как успеют её первые капли упасть на землю» (ат-Тирмизи). 

В другом хадисе, от Абу Саида Худри رضي الله عنه, сказано: «Посланник Аллаhа ﷺ сказал своей дочери Фатиме رضي الله عنها: «Стой перед своим жертвенным животным и засвидетельствуй. Потому что с первой каплей его крови все твои грехи простятся». Тогда она спросила: «О Посланник Аллаhа r, это только для твоего семейства или же для нас и всех мусульман?» На что он ответил: «Для нас и всех мусульман» (ат-Табарани).

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до заклания жертвенного животного. Это связано с проведением некоей параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и тоже не стригут ногти и волосы. Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Но если для человека подобное создаёт определённые неудобства ввиду его деятельности, то он вправе это сделать. Канонически нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости. 

Мухаммад-фарук Азимов