26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Что ждёт наших детей?

К чему нам готовить детей? К будущему. А какое оно – неизвестно. Грядущее всегда отличалось от прошлого. Однако в нашем случае, похоже, – кардинально.

Жизнь менялась и до «цифры». Но взрослое поколение в целом имело представление о будущем своих потомков. Хотя и не было защиты от болезней и войн и развитие не стояло на месте, всё же преемственность жизненного уклада сохранялась. Поэтому родители более-менее представляли себе, как готовить детей к будущему: дать профессию, растолковать жизнь, сочетать браком.

По сути, эти задачи сохраняются и в XXI веке. Однако современным отцам и матерям всё-таки сложнее, чем предыдущим. И вот почему.

О будущем

Уже положено начало коренным изменениям нашей жизни в условиях так называемой «индустрии 4.0», по-другому – «четвёртой промышленной революции». В общих чертах она заключается в невиданно высокой интеграции человека и вычислительных систем, что, по прогнозам, должно трансформировать самые разные стороны нашей жизни: производство, рынок труда, политические системы, человеческую идентичность, жизненную среду и пр. 

Мы свидетели старта этих грандиозных изменений. А для нынешних детей немного погодя это может стать обыденностью. Как же подготовить наших сыновей и дочерей к тому, о чём у нас нет чёткого представления и тем более – опыта проживания?
Попробуем разобраться, изучив наиболее прогнозируемые изменения в жизни людей. 

О настоящем

Исчезающие профессии и появление новых – одна из явных примет «цифровой жизни». Так, уже почти забыты гончары, табельщики, радисты. Есть мнение, что на очереди – кассиры, нотариусы, ткачи. Считается, что человек вытесняется умными машинами из тех областей, где требуется нудная, однообразная работа или, наоборот, – изнурительная, тяжёлая. 

Поэтому, задумываясь о будущем детей, нужно учитывать устаревание одних специальностей и появление других – доселе неизвестных. Например, уже сейчас слышно о «молодых» профессиях, таких как нейропсихолог, экоактивист, киберспортсмен. 
Это только начало процесса. Поэтому родителям младших школьников педагоги рекомендуют выявлять способности ребёнка и развивать их доступными способами. А с подростками, обсуждая выбор профессии, полезно рассматривать смежные специальности – на случай, если со временем придётся перепрофилироваться. 

В вопросе профессиональных перспектив всё чаще звучит и тема навыков. Сегодня их разделяют на «жёсткие» и «гибкие». Первые – это узкопрофессиональные умения (например, умение шить – для портного), которыми овладевают в учебных заведениях или перенимают у опытных наставников. 

А вторые – дополняют первые и делают профессиональную (и не только) деятельность человека более эффективной. Сюда относят концентрацию внимания, умение ставить задачи и находить нестандартные решения, эмоциональную грамотность, критическое мышление, творческую креативность, способность к обучению и самообучению. 

Особенность «гибких» навыков в том, что ими не овладеть в каком-то учебном центре, за ограниченное время. По сути, они развиваются или формируются с детства. И главную роль тут могут сыграть родители, если вникнут в важность вопроса и научат детей подмечать логику происходящего, станут развивать в них эмпатию, тренировать внимание и самостоятельность, доверять их мнению.

О неизменно важном

Чем более интегрируется в нашу жизнь «цифра», тем более высвечивается ценность человеческой личности, её уникальность. Становится понятно, что важны не только профессия или умения. Значима прежде всего душа. Она – единственное, что позволит человеку остаться таковым и в окружении роботов. Именно духовные ценности, заложенные с детства, сохранят не только самого человека, но и то высокотехнологичное общество, главным действующим лицом которого он останется. 

В машинах заложена масса возможностей, но только не дух. Его не смоделировать. Обладание им – прерогатива человека. Творец создал нас способными использовать неимоверный потенциал цифровых технологий в рамках Божественных Законов. Только в этом случае человеческое общество действительно будет двигаться по пути всестороннего прогресса, а не узурпации чужих прав и, значит, гибели.

Здесь и находится ещё одна точка приложения родительских сил в подготовке детей к будущему. Это  закладка в юных сердцах высоких духовных ценностей. Ведь, как во все времена, человек и в будущем продолжит сталкиваться с моральным выбором. Чтобы наши дети могли делать его без ошибок, придётся работать прежде всего… над собой. Ибо, по словам известного педагога XIX века Константина Ушинского, только личность может воспитать личность. 

Гузель Ибрагимова