19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жертвоприношение

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в Исламе.

Хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также во многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в том, что оно совершается с именем Аллаhа ﷻ – Господа миров – и исключительно ради Него.

Всевышний установил обряд жертвоприношения в качестве предписания религии, чтобы испытать нас. Об этом в Коране говорится (смысл комментария): «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаhа ﷻ. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37).

Также Всевышний Аллаh сказал (смысл 2-го аята суры «Аль-Кавсар»): «Так совершай же намаз ради своего Господа и закалывай жертву».

В достоверном хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сообщается, что Пророк ﷺ принёс в жертву двух рогатых баранов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что жертвоприношение является очень желательным деянием (суннат аль-муаккада), которое может стать обязательным, если сделать намерение на обет (назр).

Время для жертвоприношения наступает сразу после восхода солнца праздничного дня, когда пройдёт столько времени, сколько необходимо для совершения праздничного намаза и чтения праздничной проповеди (хутбы), и продолжается до захода солнца последнего дня ташрика (13-е число месяца Зуль-хиджа). 

По мазхабу Абу Ханифы, время для жертвоприношения наступает после того, как имам прочитает хутбу к праздничному намазу, и продолжается до истечения двух дней, не считая праздничного дня.

В качестве жертвенного животного используется исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – за группу до семи человек. 

Необходимо учесть возраст животного: для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов и коз – два года, а для овец, баранов – один год. 

У животного не должно быть следующих недостатков:
– отсутствие зрения, даже на одном глазу;
– невозможность самостоятельного передвижения, хромота;
– отсутствие хотя бы одного уха или его части;
– наличие ярко выраженного заболевания;
– излишняя худоба;
– наличие беременности;
– болезнь чесотки, даже если она не выражена;
– сломан рог (при условии, что при этом повреждено мясо);
– отсутствие хвоста или языка.

Допускается, если животное кастрировано.

Обязательным условием является, чтобы хотя бы часть мяса в сыром виде была роздана бедным и нищим людям из числа верующих мусульман. Предпочтительно раздать всё мясо жертвенного животного, оставив для себя небольшой кусок для благодати (бараката). Если же жертвоприношение было сделано в качестве обета, то необходимо всё мясо раздать, ничего не оставляя для себя и своей семьи. 
Нельзя продавать шкуру жертвенного животного или отдавать её в качестве платы тому, кто разделывал тушу, а необходимо отдать в качестве милостыни. 

Предпочтительным является, чтобы человек сам совершил закалывание. Если он не способен сделать это искусно, то лучше поручить другому мусульманину, который может заколоть животное с соблюдением всех условий, а самому достаточно присутствовать на месте забоя.
Тому, кто закалывает животное, желательно произнести следующую молитву (смысл): «О Аллаh ﷻ, это от Тебя и ради Тебя я исполняю жертвоприношение. Так прими же это от меня (или называется имя того, за кого исполняется жертвоприношение), подобно тому, как Ты принял его у нашего господина Мухаммада ﷺ – Твоего пророка и Ибрахима (Авраама) u – Твоего друга».

Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Самое ценное перед Всевышним в день праздника Курбан-байрам – это расходование рабом имущества для приобретения жертвенного животного» (ат-Табарани, аль-Байхаки).

В другом хадисе сказано: «Лучшим из жертвенных животных является самое дорогое по цене и самое тучное» (Ахмад, аль-Хаким).
Да не лишит нас Всевышний Господь милости быть одним из тех, кто удостоится этой великой награды. Аминь!

Адиль Ибрагимов