25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.07.2021 (по Шафии)

1.Каково богословское решение об имуществе, которое человек отдал только потому, что его пристыдили?

Имущество, приобретённое с помощью психологического воздействия или манипулирования, является запретным. Учёные говорят, что такое имущество считается насильно отобранным.
Если мы точно знаем, что кто-то отдаёт что-либо из-за испытываемого стыда (нежелания показаться жадным и т. д.), то брать это запрещено. Например, если человек знает, что люди, предложившие поесть с ними, пригласили его к столу из чувства стыда, неловкости, то эта еда для него запретна. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама ашШирвани)

2.Разрешено ли сдавать кровь в качестве донора?

Сдать кровь, чтобы спасти жизнь верующего человека, является коллективной обязанностью (фард аль-кифая), так как кровь – это живая ткань, которая жизненно необходима человеку. Воспроизвести её промышленным способом невозможно – единственным источником крови является другой человек.
Сдавать кровь дозволено, и даритель получит вознаграждение за это. Но необходимо учесть, что запрещена продажа крови, поскольку она относится к нечистотам (наджаса). Однако дозволены дарение и передача права использовать кровь тем, кто нуждается в переливании, даже если донор получает за это деньги в виде компенсации.
Примечание:
Стоит отметить, что кровь дозволено сдавать и для представителей иных конфессий, независимо от их вероисповедания. («Нихаят аль-Матлаб», «Аль-Мажму шарх аль-Мухаззаб», «Тухфат аль-Мухтадж», «Шарх аль-Манхадж аль-Кавим», «Хашия аль-Буджайрами»)

3.Может ли отец требовать возвращения подарка (телевизора) и денежного долга, который он некогда простил?

Если предок (то есть отец, мать, дедушка, бабушка и др. представители старшего поколения) подарил вам телевизор, и вещь с тех пор в вашем владении, то он может её вернуть, сказав: «Я возвращаю её» и т. п., и забрать. Однако ему нежелательно поступать так без веской причины. Причиной может стать непослушание или использование этого имущества в греховных целях.

Если подаренная или отданная вещь перешла от потомка к другому владельцу, то предок уже не имеет права возвращать её, даже если в последующем эта вещь вернётся к предыдущему хозяину.
Что касается второго вопроса, то отец не имеет права требовать вернуть долг, который простил вам, и вы не обязаны его возвращать.
(«Фатх аль-Муин»)

4.В течение года поголовье овец не превышало 25 штук, а в конце года приплод составил 15 ягнят и стало 40 голов. Должен ли я выплатить с них закят (обязательную милостыню)?

За этот год вы не обязаны выплачивать с них закят. Нужно отсчитать год (354–355 дней) с того дня, когда количество голов (туда же входят и ягнята) достигло 40. («Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Желательно ли умащивать маслом бороду и волосы на голове? И считается ли масло изолятором, препятствующим омовению?

Мужчине желательно время от времени умащивать бороду и волосы на голове, то есть наносить на них благовонное масло.
Учёные по-разному трактуют хадис, в котором говорится о времени, когда следует умащивать бороду и волосы на голове. Так, одни считают, что умащивать желательно периодически, по мере необходимости, другие – каждый раз после высыхания масла.

Условием действительности омовения является отсутствие на омываемых участках тела изолятора, препятствующего попаданию воды на кожу. 
Следовательно, жидкое масло, в отличие от твёрдого, не является изолятором, препятствующим воде достичь волос и эпидермиса (наружный слой кожи) и, таким образом, омовению. («Ианат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия ат-Тармаси», «Бушра аль-Карим»)

6.Можно ли устанавливать виниры (накладки) и отбеливать зубы?

В соответствии с аргументированным мнением учёных шафиитского мазхаба, устанавливать виниры ради красоты разрешено только замужней женщине с разрешения мужа. Однако при наличии медицинских показаний устанавливать виниры дозволено всем.
Что касается отбеливания зубов, то, если от этого нет вреда, не запрещено.

Примечание:
Обращаясь к стоматологу, надо помнить: любые медицинские услуги должны осуществляться в присутствии третьего лица – чтобы исключить уединение противоположных полов, которое запрещено в Исламе. («Аль-Минхадж шарх Сахиху Муслим», «Аль-Мухиммат шарх ар-Равда», «Тухфат аль-Мухтадж»)

7.Можно ли бездетному человеку завещать имущество дальнему родственнику, тогда как у него есть жена, братья и другие родственники?

Завещание – это добровольное пожертвование 1/3 личного имущества, которое человек связывает со своей смертью и которое вступает в силу после его кончины. А если он завещал больше 1/3 своего имущества, то необходимо согласие наследников после его смерти.
Следовательно, без согласия наследников доля, превышающая 1/3 имущества покойного, тому, кому завещали, не переходит.
В случае если наследники не согласны с таким завещанием, завещанное теряет силу на 2/3 имущества и распределяется между наследниками. («Ианат ат-Талибин»)

8.В чём заключается мудрость в определённом ограничении ракаатов пяти намазов?

Поистине, Господь создал пророка Адама (нашего праотца) عليه السلام из двух составляющих: тела и души. И Творец повелел в утреннем намазе совершать два ракаата: первый – выражение благодарности за тело, а второй – за душу.
Аллаh ﷻ создал тело Адама عليه السلام из воды, земли, огня и ветра. Затем Он повелел в обеденном, послеобеденном и ночном намазах совершать по четыре ракаата, выражая благодарность за эти блага.

Также Создатель сотворил в теле Адама عليه السلام три драгоценности: разум, сердце и веру – и повелел в вечернем намазе совершать три ракаата, выражая благодарность за них. («Фатава аль-Хартикуни», Мухаммад ибн Ахмад аль-Бадави)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).