поделиться

Ответы на вопросы от 15.06.2021 (по Шафии)

1.Можно ли носить одежду жёлтого, оранжевого или красного цветов? И какие есть ограничения и рекомендации по выбору цвета одежды для мужчин и женщин?

В целом Ислам не ограничивает в выборе цвета, поэтому дозволено носить одежду любого цвета, за исключением жёлто-оранжевого (цвет шафрана). Некоторые учёные считают, что мужчинам нежелательно носить лишь одежду, окрашенную в такой цвет. Следовательно, женщинам можно носить одежду любого цвета, в том числе и жёлто-оранжевого. 
Мужчинам также нежелательно носить одежду, окрашенную красителем из сафлора обыкновенного, а ещё, согласно мнению некоторых учёных, нежелательно носить чисто красную одежду. Также, независимо от пола, не рекомендуется постоянно надевать одежду чёрного цвета.
Что касается рекомендаций в выборе цвета одежды, то мужчинам и женщинам предпочтительно носить белую одежду. Также некоторые богословы считают предпочтительным зелёный цвет, так как это цвет одежды обитателей Рая. 
Примечания:
– женщинам нельзя выходить в общественные места в пёстрой одежде, притягивающей взгляды посторонних мужчин;
– мужчинам и женщинам нельзя носить такую одежду (имеется в виду цвет), которую в их местности преимущественно носит противоположный пол;
– не рекомендуется надевать одежду, цвет которой стал характерным для нечестивцев. («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Джамаль», «Аль-Мавсуа аль-Фикхия аль-Кувайтия»)

2.Можно ли совершать обязательный намаз за тем, кто совершает 
суннат-намаз?

Разрешается совершать своевременный обязательный намаз за тем, кто возмещает молитву, и наоборот. Также дозволено совершать обязательный намаз за тем, кто совершает суннат-намаз, и, наоборот, совершать обеденную молитву за тем, кто совершает послеобеденную, и наоборот.
Однако предпочтительнее совершать их самостоятельно, чем коллективно, так как у учёных по поводу действительности коллективного намаза вышеупомянутыми способами есть разногласия. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Вправе ли муж отказать супруге в половом акте? Или он обязан удовлетворить её желание?

Пророк ﷺ в своём хадисе говорит: «Воистину, у тебя есть обязанность перед своей супругой» (аль-Бухари). Учёные-хадисоведы считают, что в данном хадисе под обязанностью подразумевается и половая близость. 
Также Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «…И (даже) совершение любым из вас (с женой) полового акта – это садака (милостыня)!» Его спросили: «О Посланник Аллаhа , разве за то, что кто-либо из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Пророк ﷺ ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).

Супруги обязаны удовлетворять потребности друг друга, чтобы ни у одного из них не было помысла о греховном. Ведь для поддержания семейного благополучия необходима регулярная половая жизнь.

Имам аль-Газали пишет: «Ему (супругу) следует совершать половой акт с супругой раз в четыре дня, так как такое количество раз наиболее разумно, учитывая то, что максимальное количество жён – четыре.

Следовательно, допустимо откладывать соитие до этих пор (до четырёх дней). Однако следует прибавлять и убавлять (количество половых актов), учитывая потребности супруги. Ведь уберечь её от греха «ат-тахсин» – обязанность супруга, хотя половой акт и не вменяется в обязанность, но только потому, что это сложно требовать и исполнять». То есть это сложно регулировать извне, так как всё зависит от потребностей супруги и физических возможностей супруга. Однако супруг обязан уберечь супругу от греха и греховных мыслей. («Ихья улюму-дДин», «Мугни аль-Мухтадж», «Хашия аль-Кальюби», «Далиль аль-Фалихин» и др.)
 

4.В результате конфликта между моим соседом и группой людей я получил травму, меня ударили, когда я встал между ними в попытке разнять. Врач диагностировал перелом и смещение челюсти. Что я могу требовать с них согласно нормам религии?

В вашем случае за каждое из этих увечий, то есть перелом и смещение, полагается штраф в размере стоимости пяти верблюдиц, а именно: 1,5 трёхгодовалой верблюдицы, 1,5 четырёхгодовалой и двух стельных. Следовательно, вы имеете право требовать с виновного выплаты стоимости десяти верблюдиц: трёх трехгодовалых, трёх четырёхгодовалых, четырёх стельных в ближайшей местности, где они разводятся. («Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5.Можно ли устанавливать вознаграждение за помощь в возврате потерянной вещи?

Одной из дозволенных сделок считается установление определённой платы за услугу, осуществление которой требует приложения каких-либо усилий. Данная сделка содержит в себе наличие следующих условий:
1) устанавливающий вознаграждение (необязательно, чтобы им был хозяин потерянной вещи или имущества);
2) наличие того, кому установили вознаграждение;
3) работа, требующая определённых усилий;
4) объявление вознаграждения в устной форме.

Условием является, чтобы тот, кто объявляет об этом, действовал по своей воле и имел полномочия распоряжаться своим имуществом. Также необходимо, чтобы человек, который хочет получить вознаграждение, имел точную информацию о его объявлении и о том, что он подпадает под категорию тех, на кого распространяется объявление. 
Что касается таких составляющих, как предмет вознаграждения, то необходимо, чтобы он имел ценность и определённость (то есть, если вознаграждение объявлено в денежном эквиваленте, нужно указать сумму), а услуга, за которую объявлено вознаграждение, – представляющей какое-то усилие.

А что касается самого объявления, то нельзя, чтобы оно имело какое-то ограничение во времени. То есть не было объявлено в следующей форме: «Тот, кто вернёт мою утерянную вещь в течение двух дней, получит такое-то вознаграждение...»

Примечание:

Часто люди, нашедшие потерянную вещь, сами требуют вознаграждения, прежде чем хозяин объявит о нём. В этом случае нашедший потерянное обязан вернуть её без требования вознаграждения. 
Нашедший и подобравший потерянное, за которое вознаграждение не объявлено заранее, несёт за неё ответственность, и ему необходимо определиться, как он намерен поступить с этой находкой.
Подробнее с каноническим заключением о находке вы можете ознакомиться в нашей фетве под номером № 395. («Минхадж ат-Талибин», «Мугни аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).