19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ан-Нуман ибн Мукаррин аль-Музани رضي الله عنه

«Истинно, у веры есть дома, и у лицемерия есть дома. Дом же бану Мукаррин – из домов веры» (Абдулла ибн Масуд, сподвижник Пророка ﷺ).

Решение племени вступить на путь истинной веры 

Племя Музайна проживало на территории, расположенной вблизи Ясриба (прежнее название Медины), на пути, связывающем его с Меккой. Когда Посланник Господа ﷺ переселился в Медину, то новости о нём жители из племени Музайна регулярно получали от людей, следующих по пути в Медину и из неё. Все новости о Пророке ﷺ были самыми добрыми.

Однажды вечером вождь племени Музайна ан-Нуман ибн Мукаррин аль-Музайни сидел среди своих братьев и предводителей племени. Он сказал им: «О люди! Клянусь Аллаhом ﷻ, мы не знаем о Мухаммаде ﷺ ничего, кроме доброго. Мы не слышали в его призыве ничего, кроме милосердия, благодеяния и справедливости. Так что же мы медлим, когда люди толпами присоединяются к нему?!» Далее он сказал: «Что касается меня, то я решил завтра утром отправиться к нему. Те, кто хочет присоединиться ко мне, должны быть готовы выступить на заре». 

Похоже, что слова ан-Нумана затронули чувствительные струны в душах людей. Едва начало светать, у его дома собрались его десять братьев и четыреста всадников из племени Музайна, готовых выступить с ним в Ясриб, встретиться с Пророком ﷺ и принять религию Единого Господа. 

Ан-Нуман чувствовал некоторую неловкость оттого, что с таким большим числом людей явится к Пророку ﷺ и мусульманам, не имея с собой никаких даров, ведь постигшая в том году небывалая по продолжительности засуха погубила почти весь урожай. Он и его братья собрали всё, что осталось от урожая, и привезли эти скромные дары Посланнику Аллаhа ﷺ. Вместе со своими спутниками ан-Нуман заявил о том, что все они готовы принять Ислам.

 Весь Ясриб ликовал, узнав эту радостную весть. Дело в том, что до этого ни один арабский род так дружно не принимал истинную веру. Всемогущий Господь принял его дары, ниспослав по этому поводу аят Корана (смысл комментария): «И есть среди кочевых арабов такие, которые [искренне] уверовали в Аллаhа ﷻ и в Судный день. Они смотрят на свои пожертвования как на средство приблизиться к Аллаhу ﷻ и получить благословение Пророка ﷺ [мольбы за них]. Да! Поистине, для них это средство приблизиться [к их Господу]. Аллаh ﷻ введёт их в Свою милость [в Рай]. Поистине, Аллаh ﷻ – Прощающий, Милующий [Своих рабов, принимая от них даже маленькие пожертвования]» (сура «Ат-Тавба», аят 99). 
Встав под знамёна Посланника Господа ﷺ, ан-Нуман ибн Мукаррин участвовал во всех его военных походах. 

Помощь правителю верующих

Когда во главе верующих встал Абу Бакр رضي الله عنه, ан-Нуман со своими соплеменниками решительно занял его сторону, что оказало большое влияние на ликвидацию смуты вероотступничества.  

В эпоху правления Умара аль-Фарука رضي الله عنه ан-Нуман ибн Мукаррин сыграл также важную роль. 

Перед битвой при Кадисийи (средневековый город на юге Месопотамии) Саад ибн Абу Ваккас, будучи во главе войска верующих, направил делегацию к хосрою Яздаджурду во главе с ан-Нуманом ибн Мукаррином с целью призвать его к миру. 

Прибыв в столицу персидского царства аль-Мадаин, мусульманская делегация пришла к хосрою. Тот вызвал переводчика и приказал: «Спроси их: “Что привело вас на нашу землю и почему вы хотите начать войну против нас?! Наверное, вы отваживаетесь напасть на нас, потому что мы отвлеклись от проблем с вами и не хотим сами начинать войну?”» 

Повернувшись к своим спутникам, ан-Нуман ибн Мукаррин сказал им: «Если вы не возражаете, я могу ответить от вашего имени. Если же кто-то из вас хочет говорить сам, то я не возражаю». Они сказали: «Нет, говори ты». 

Воздав хвалу и благодарность Творцу, а также Его Пророку ﷺ, ан-Нуман сказал: «Всевышний Аллаh оказал нам милость, отправив к нам Пророка ﷺ, который указывает нам путь к добру и повелевает совершать его. Он объясняет нам, что такое зло, и запрещает его нам. Если мы примем то, к чему он нас призвал, то получим добрую награду от Господа в этом и ином мирах. Прошло совсем немного времени, и Всевышний сменил нашу узость простором, нашу униженность – величием, а нашу вражду – братством и милосердием. Он повелел нам призывать людей к тому, что несёт им добро, а также повелел призвать и наших соседей к истинной вере. Мы призываем вас принять нашу религию, которая благо делает ещё лучшим и побуждает людей к этому. Эта религия разоблачает всё злое и предостерегает от него. Она выводит правоверных из мрака безбожия и его произвола к свету истинной веры и её справедливости. Если вы согласитесь принять Ислам, то мы оставим вам Книгу Господа (Коран), чтобы вы жили в соответствии с ней. Тогда мы отступим и не будем воевать с вами. Если же вы откажетесь принять религию Всевышнего, то мы будем брать с вас джизью (определённый налог) и защищать вас. Если же вы откажетесь выплачивать джизью, то мы будем вынуждены воевать с вами». 

Выслушав эту речь, Яздаджурд страшно разгневался и сказал: «Истинно, я не знаю на всей земле более бесстыдной нации, чем вы. Жаль, что посланцев нельзя убивать, а то я убил бы вас! Убирайтесь прочь, здесь вам больше нечего делать! Передайте вашему командующему, что я посылаю против него моего полководца Рустама, чтобы он похоронил его и вас вместе во рве Кадасийи».
Битва при Кадисия

Затем произошла битва при Кадисийи, и её ров наполнился тысячами трупов. Но все эти убитые не были мусульманскими воинами, это были солдаты хосроя. Потерпев поражение в битве при Кадисийи, персы не смирились. Они собрали все свои армии воедино, и общая численность их войск достигла ста пятидесяти тысяч человек самых закалённых бойцов. Когда до Умара رضي الله عنه дошли вести о таком огромном скоплении войск персов, он решил лично выступить в поход против них.

Однако знатные лица отговорили его от этого и посоветовали халифу отправить во главе армии надёжного командующего, которому было бы по силам выполнение этой серьёзнейшей задачи. Умар رضي الله عنه потребовал: «Порекомендуйте мне такого человека». – «Ты лучше знаешь своих командиров, о вождь правоверных», – ответили ему. Тогда Умар решил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я назначу командовать мусульманскими воинами человека, который, если две армии встретятся, будет действовать очень быстро и решительно. Этот человек – ан-Нуман ибн Мукаррин аль-Музайни». – «Да, это именно тот человек», – согласились присутствующие. 

Умар написал ему послание, в котором говорилось: «Мне сообщили, что большие группировки войск неверных сосредоточились в районе города Нахаванд. Получив от меня это послание, по повелению Аллаhа ﷻ и с Его помощью и поддержкой немедленно выступай в поход со всеми мусульманскими войсками, которые есть у тебя. На марше не используй трудные дороги, чтобы войска оставались свежими… Жизнь каждого верующего дороже для меня, чем сто тысяч динаров. Мир тебе». 
Ан-Нуман во главе своей армии устремился навстречу противнику. 

Между двумя армиями развернулось ожесточённейшее сражение, подобных которому мало было в истории военного искусства. Персидская армия буквально была разорвана на части. Трупами убитых персов были устланы равнины и горы, а их кровь ручьями текла по дорогам и тропам. Поскользнувшись на персидской крови, конь ан-Нумана упал, а сам он получил смертельную травму. Его брат немедленно подхватил мусульманское знамя, выпавшее из его руки, и накрыл тело ан-Нумана плащом, скрыв от мусульман его гибель. Когда мусульмане одержали блестящую победу, вошедшую в историю как «открытие всех открытий», победоносные воины стали спрашивать о своём командующем герое ан-Нумане ибн Мукаррине… Сняв плащ с тела, брат ан-Нумана сказал: «Вот ваш амир (руководитель)! Аллаh ﷻ осчастливил его победой и завершил его жизнь смертью мученика за веру». 

Адиль Ибрагимов