19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Хадис может… ввести в заблуждение!

Наверняка читатель, увидев заголовок, удивился: как такое может быть?! Но, оказывается, да, может.

Дело в том, что источником знаний об Исламе в наше время часто является Интернет и социальные сети – «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм» и др. Многие просто постят чьи-то проповеди, не зная, заслуживают ли они доверия. В результате такой востребованности знаний наша молодёжь нередко набирается радикальных идей, отклоняется от правильного пути.

Больше всего удивляют те, кто рвётся отвечать на вопросы, которые большие учёные, имамы решили не толковать. Хуже всего, когда эти люди не собираются считаться с их мнением. Это и есть нововведение в Исламе, так как такой позиции никто из предыдущих поколений не придерживался. Они обучались друг у друга, и роль учёных в Исламе очень велика. Мы должны знать, что в каждой науке есть свои специалисты (учёные), которые разъясняют нам всё это. Например, в хадисоведении это Ибн Хаджар Аскаляни, Ибн Салях, имам Суюти, имам Сахави и др. Цель данной статьи – обращение к людям: не поддавайтесь уговорам тех, кто призывает толковать Коран и хадисы без толкования имамов, учёных.

Ведь великие учёные, несмотря даже на их степень, такие как имам Малик (основатель маликитского мазхаба), на несколько дней погружались в размышления, чтобы правильно ответить, казалось бы, на простейший вопрос, заданный им. Тогда что говорить о том, когда люди, совершенно не сведущие, так самоуверенно выносят фетвы? Неужели они не понимают, насколько огромна их ответственность перед Создателем? 

Всевышний Аллаh повелел нам выносить решения из Корана и Сунны, основываясь на знаниях, а не на незнаниях. Такими знаниями обладали четыре имама: Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад. Они десятки лет обучались у поколений, которые застали сподвижников Пророка ﷺ. 
Но как мы поступаем? Не имея даже элементарных знаний, не говоря уже о глубоких знаниях и познаниях, рвёмся выносить решения, исходя из Корана и Сунны!

Отдельно хочется обратиться к людям: не спешите верить пользователям Интернета, блогерам, распространяющим ложную информацию. Ведь, прикрываясь Кораном и хадисами, они могут ввести вас в заблуждение. Поэтому ищите правильные знания у правильных людей.
Далее мы приведём слова учёных о запретности чтения Корана и хадисов без толкования и о необходимости понимать их так, как понимали учёные (толкователи) предшествующих поколений. Знания об Исламе нужно получать непосредственно от учёных, людей, обладающих знаниями, а не от «инстаучёных». Надо знать, что Интернет и соцсети могут быть лишь вспомогательным средством, но не основным.

Приведём слова хафиза Абу Сулеймана аль-Хаттаби (умер в 388 г. по хиджре): «Люди разделились на две группы: люди хадиса и люди фикха. И ни одна группа не может существовать без другой. Они нуждаются друг в друге».

Мухаммад аш-Шайбани сказал: «Невозможно практиковать хадис без суждения (фикх), и невозможно суждение (фикх) без основы на хадисах» («Усулу Сархаси»). 
Эти слова дают нам понять, что хадис и фикх нуждаются друг в друге. Во-первых, если человек является мухаддисом, это не значит, что он факих, иначе наши имамы так не говорили бы. Во-вторых, многие хадисоведы в то время не решались истолковывать хадисы, а просто доводили их до учёных-факихов. Если бы это было не так, то имам Ахмад (основатель ханбалитского мазхаба) не сказал бы: «Если мы упустим имама Шафии, то потеряем понимание хадиса (фикх)».

Великий хафиз имам аз-Захаби в книге «Сияр алям ан-Нубаля» пишет: «Просто взять достоверный хадис, не обращая внимания на мнение имамов, – недозволено».

Ибн Вахб сказал: «Любой знаток хадиса, у которого нет имама в фикхе, – заблудший. Если бы я не учился у имама Малика и Лейса, то погиб бы» (аль-Джами, Кайрувани).

Великий ученик имама Малика Ибн Вахб имел в виду, что, если бы Малик не дал ему понимание хадиса и понимание того, каким хадисам можно следовать, а каким – нет, он заблудился бы в знаниях.

Также Суфьян ибн Уейна (умер в 198 г. по хиджре) сказал: «Хадис – это причина заблуждения для всех, кроме факихов».

Автор книги «Аль-Джами» Абу Зайд Кайрувани толкует эти слова так: «Он хочет сказать, что человек по ошибке может понять какой-то хадис буквально, хотя может быть другой хадис, который разъясняет первый, или какое-то другое доказательство, которое скрыто от него, или этот хадис оставлен учёными, и они не практикуют его. Всё это могут знать лишь те, чьё знание сравнимо с океаном».

Передал хафиз аз-Захаби (673–748 гг. по хиджре), что Раби (174–270 гг. по хиджре) сказал: «Я слышал, как имам аш-Шафии (150–204 гг. по хиджре) говорил некоторым учёным-хадисоведам: «Вы аптекари, а мы – лекари». То есть аптекари – это мухаддисы, которые собирают хадисы, а лекари – это факихи, которые выносят решения из хадисов. («Сияр алям ан-Нубаля»)

Итак, простого знания хадисов и даже знания о том, сильный это хадис или нет, недостаточно, чтобы его практиковать. Нужно решение учёного-факиха об этом хадисе. Именно факихи толкуют хадисы и выносят на их основе решения, и только их фетве по хадису мы должны следовать.

Сегодня нам пытаются навязать мнение, что хадиса достаточно для практики, то есть эти люди хотят отделить хадис от усула-фикха (основы исламской юриспруденции). Это ошибочное мнение, которое противоречит мнению предыдущих поколений. Поэтому нельзя разделять хадис и усула-фикха. Нужно остерегаться таких «учёных», если мы не хотим погубить себя.

Если учёные-хадисоведы тех времён сами не могли понимать хадисы без помощи учёных-факихов, то как мы в наши дни, не зная толком арабского языка, сможем это сделать? По этой причине учёные считают, что хадис может ввести в заблуждение любого человека, кроме учёных. 
 

Шамиль Магомедов