Выдающийся учёный Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли в своей книге «Марак аль-Фалях» пишет следующее: «Завязывание в пучок волос – это завязывание их на затылке или же на самой голове. Это является нежелательным во время намаза, так как Посланник Аллаhа ﷺ, проходя мимо мужчины, который совершал намаз с завязанными в пучок волосами, сказал: «Оставь свои волосы (то есть распусти их), чтобы они делали земной поклон вместе с тобой». Это касается мужчин с длинными волосами.
В последнее время появились люди, которые с лёгкостью клевещут на мусульман, называя их мушриками. Многобожие, идолопоклонничество (ширк) является самой тягчайшей формой неверия. Как можно называть мушриками тех, кто верит в Аллаhа ﷻ, в Его пророка Мухаммада ﷺ, признаёт шесть обязательных столпов веры (иман) и пять обязательных столпов Ислама? Говорящий так берёт на себя тяжкий грех. Этот грех тяжелее греха убийства, прелюбодеяния, распития спиртных напитков, воровства и т.п.
В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если человек скажет своему брату по вере: «О кафир (неверный)!», – это вернётся к одному из них (если тот таков, значит, он сказал правду, в противном же случае сказанное вернётся к обвинителю)» (аль-Байхаки).
В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Также является нежелательным (карахат) класть руки на бока вне намаза».
Имам Аляуддин аль-Хаскафи в своей книге «Ад-дурр аль-Мухтар» пишет следующее: «Класть руки на бока вне намаза считается нежелательным поступком, но близким к дозволенному (карахат танзих)».
В книге «аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «И если он женился на ней, обязуясь (в качестве махра) не увозить её из родного для неё города или обязуясь (в качестве махра) не жениться на другой, то названное в качестве махра не засчитается. Ибо ничто из упомянутого не является имуществом».
Искат – это выплата штрафа за пропущенные долги по обязательным намазам, постам, и также за посты по причине нарушения клятвы, уподобления части тела жены части тела матери, надевания чалмы и убивания дичи в состоянии ихрама в хадже.
Если человек умер и, имея при жизни возможность возместить пропущенные намазы и посты, не сделал этого, то ему необходимо завещать, чтобы с 1/3 части его имущества заплатили штраф за эти пропущенные посты и намазы. Выплачивает штраф исполняющий завещание за каждый пропущенный день поста умершего, за каждый пропущенный намаз, даже за намаз-витр.
Разрешается выплатить штраф в размере половины саха (сах – мера, приблизительно равная 4 кг) пшеницы за один пропущенный намаз или пост, и лучше всего эту меру дать деньгами. Штраф по мазхабу имама Абу Ханифы выплачивается, как мы уже говорили, из оставшегося имущества умершего. Но если у него нет достаточного имущества, чтобы выплатить долг, тогда его наследник или любой человек, желающий сделать добро, берёт полсаха или деньги – стоимость полсаха – и отдаёт бедняку за пропущенный умершим намаз или пост. И бедняк добровольно возвращает ему обратно. Наследник опять даёт его бедняку, тот опять возвращает. Таким образом, они передают друг другу, пока долг умершего не закончится. («Мараки аль-Фалях»)
Имам Аляуддин аль-Хаскафи в своей книге «Ад-дурр аль-Мухтар» пишет следующее: «И (нежелательно в намазе) хрустеть пальцами и скрещивать их и даже при ожидании намаза или отправлении в мечеть на намаз, поскольку на это есть запрет от Посланника Аллаhа ﷺ. И не порицается делать это вне намаза, если в этом есть необходимость».
Имам Ибн Абидин в своих субкомментариях разъясняет слова аль-Хаскафи следующим образом: «Под нуждой имеется в виду, например, дать отдых пальцам и расслабить их при усталости. Если же это делается не из-за нужды, а в виде забавы, то это является нежелательным действием, близким к дозволенному (карахат-танзих)».
Во время поста использовать зубную пасту для чистки зубов нежелательно, так как это может привести к нарушению поста, если её случайно проглотить. В итоге любое действие, которое может привести к нарушению поста, нежелательно.
В первую очередь стоит напомнить, что Пророк ﷺ по поводу развода сказал: «Самым ненавистным деянием из всего дозволенного перед Всевышним является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа).
Это самый последний шаг, к которому прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными. Однако если есть веские причины, то не запрещено дать развод жене во время беременности, и развод будет считаться действительным. («Радд уль-Мухтар»)
Да, можно использовать. Использование кремов, бальзамов и масел пост не нарушает. («Хидая»)
В случае если слюна преобладала над кровью, то пост не нарушится, а при их одинаковом соотношении или преобладании крови над слюной пост нарушается. («Фатава Хиндия»)
Накормить 10 бедняков, отдав каждому по полсаха пшеницы (1750 г).
Если нет возможности сделать вышесказанное, нужно поститься три дня подряд.
В ханафитском мазхабе можно при нарушении клятвы вместо десяти бедняков давать одному в течение десяти дней по полсаха пшеницы или его стоимость. («Лубаб фи шархи Китаб»)
Мухаммад-фарук азимов. тел.: +7 967 939 65 62