поделиться

Ответы на вопросы от 1.06.2021 (по Ханафи)

В одной из статей газеты «Ас-салам» написано, что нежелательно мужчине молиться с завязанными в пучок волосами. Как это объясняется?

Выдающийся учёный Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли в своей книге «Марак аль-Фалях» пишет следующее: «Завязывание в пучок волос – это завязывание их на затылке или же на самой голове. Это является нежелательным во время намаза, так как Посланник Аллаhа ﷺ, проходя мимо мужчины, который совершал намаз с завязанными в пучок волосами, сказал: «Оставь свои волосы (то есть распусти их), чтобы они делали земной поклон вместе с тобой». Это касается мужчин с длинными волосами.

Можно ли называть мусульман мушрикинами (многобожниками, язычниками)?

В последнее время появились люди, которые с лёгкостью клевещут на мусульман, называя их мушриками. Многобожие, идолопоклонничество (ширк) является самой тягчайшей формой неверия. Как можно называть мушриками тех, кто верит в Аллаhа ﷻ, в Его пророка Мухаммада ﷺ, признаёт шесть обязательных столпов веры (иман) и пять обязательных столпов Ислама? Говорящий так берёт на себя тяжкий грех. Этот грех тяжелее греха убийства, прелюбодеяния, распития спиртных напитков, воровства и т.п.

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если человек скажет своему брату по вере: «О кафир (неверный)!», – это вернётся к одному из них (если тот таков, значит, он сказал правду, в противном же случае сказанное вернётся к обвинителю)» (аль-Байхаки). 

Слышал от старших, что класть руки на бока нехорошо. Так ли это?

В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Также является нежелательным (карахат) класть руки на бока вне намаза».
Имам Аляуддин аль-Хаскафи в своей книге «Ад-дурр аль-Мухтар» пишет следующее: «Класть руки на бока вне намаза считается нежелательным поступком, но близким к дозволенному (карахат танзих)».

Может ли женщина во время никяха, когда у неё спрашивают о махре (брачный подарок), сказать, что она хочет получить от своего жениха в качестве махра обещание, что он не женится на другой?

В книге «аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «И если он женился на ней, обязуясь (в качестве махра) не увозить её из родного для неё города или обязуясь (в качестве махра) не жениться на другой, то названное в качестве махра не засчитается. Ибо ничто из упомянутого не является имуществом». 

Расскажите, пожалуйста, что такое искат? 

Искат – это выплата штрафа за пропущенные долги по обязательным намазам, постам, и также за посты по причине нарушения клятвы, уподобления части тела жены части тела матери, надевания чалмы и убивания дичи в состоянии ихрама в хадже. 
Если человек умер и, имея при жизни возможность возместить пропущенные намазы и посты, не сделал этого, то ему необходимо завещать, чтобы с 1/3 части его имущества заплатили штраф за эти пропущенные посты и намазы. Выплачивает штраф исполняющий завещание за каждый пропущенный день поста умершего, за каждый пропущенный намаз, даже за намаз-витр. 

Разрешается выплатить штраф в размере половины саха (сах – мера, приблизительно равная 4 кг) пшеницы за один пропущенный намаз или пост, и лучше всего эту меру дать деньгами. Штраф по мазхабу имама Абу Ханифы выплачивается, как мы уже говорили, из оставшегося имущества умершего. Но если у него нет достаточного имущества, чтобы выплатить долг, тогда его наследник или любой человек, желающий сделать добро, берёт полсаха или деньги – стоимость полсаха – и отдаёт бедняку за пропущенный умершим намаз или пост. И бедняк добровольно возвращает ему обратно. Наследник опять даёт его бедняку, тот опять возвращает. Таким образом, они передают друг другу, пока долг умершего не закончится. («Мараки аль-Фалях»)

Можно ли хрустеть пальцами?

Имам Аляуддин аль-Хаскафи в своей книге «Ад-дурр аль-Мухтар» пишет следующее: «И (нежелательно в намазе) хрустеть пальцами и скрещивать их и даже при ожидании намаза или отправлении в мечеть на намаз, поскольку на это есть запрет от Посланника Аллаhа ﷺ. И не порицается делать это вне намаза, если в этом есть необходимость».

Имам Ибн Абидин в своих субкомментариях разъясняет слова аль-Хаскафи следующим образом: «Под нуждой имеется в виду, например, дать отдых пальцам и расслабить их при усталости. Если же это делается не из-за нужды, а в виде забавы, то это является нежелательным действием, близким к дозволенному (карахат-танзих)». 

Можно ли чистить зубы зубной пастой во время поста?

Во время поста использовать зубную пасту для чистки зубов нежелательно, так как это может привести к нарушению поста, если её случайно проглотить. В итоге любое действие, которое может привести к нарушению поста, нежелательно. 

Если жена беременна, а муж дал ей развод, будет ли ему грех за это и считается ли развод действительным?

В первую очередь стоит напомнить, что Пророк ﷺ по поводу развода сказал: «Самым ненавистным деянием из всего дозволенного перед Всевышним является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). 

Это самый последний шаг, к которому прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными. Однако если есть веские причины, то не запрещено дать развод жене во время беременности, и развод будет считаться действительным. («Радд уль-Мухтар»)

Можно ли использовать питательные и лечебные кремы во время поста?

Да, можно использовать. Использование кремов, бальзамов и масел пост не нарушает. («Хидая»)

Я проглотила кровь из дёсен. Портит ли это мой пост?

В случае если слюна преобладала над кровью, то пост не нарушится, а при их одинаковом соотношении или преобладании крови над слюной пост нарушается. («Фатава Хиндия»)

Что делать в том случае, если нарушила клятву?

Накормить 10 бедняков, отдав каждому по полсаха пшеницы (1750 г).
Если нет возможности сделать вышесказанное, нужно поститься три дня подряд.
В ханафитском мазхабе можно при нарушении клятвы вместо десяти бедняков давать одному в течение десяти дней по полсаха пшеницы или его стоимость. («Лубаб фи шархи Китаб»)
 

Мухаммад-фарук азимов. тел.: +7 967 939 65 62