18 апреля
2024 года
поделиться

Единство и дружба

Единство, братство и дружба между людьми – гарант благодати в обществе, наличия тепла и любви во взаимоотношениях.

И, наоборот, отсутствие единства, любви, дружбы приводит к разрушению общества, даёт возможность сатане, злым силам сеять среди людей зло и несправедливость. 

Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Господа ﷺ сказал: «Никто из вас не будет иметь полной веры до тех пор, пока не полюбит для своего брата или соседа то, что он любит для себя» (аль-Бухари, Муслим).

Имам ан–Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Надо интерпретировать это как братство в общем, которое касается взаимоотношений как верующего, так и неверующего. А это желание для брата-неверующего, чтобы он истинно уверовал, а для брата по вере – оставаться на верном пути. Поэтому рекомендуется просить для неверующего, чтобы Господь наставил его на истинный путь. Значение любви здесь – желание тому добра и блага…». 

В другом повествовании Пророк ﷺ сказал: «Никто из вас не будет иметь полноты веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит для себя, и пока он не будет любить человека только ради Всевышнего Аллаhа» (Ахмад).

Эти и другие изречения Посланника Всевышнего ﷺ учат нас относиться к другим людям так, как мы бы хотели, чтобы они относились к нам, и это и будет признаком полноценной веры. 

Верующий должен быть для своего брата по вере заступником, адвокатом в его отсутствие, искать для него оправдание и защищать его имя, честь. Учёные советуют нам искать семьдесят причин прежде, чем обвинить или плохо подумать о брате или сестре по вере. 

Мухаммад ибн Сийрин говорит об этом так: «Когда до тебя дошло о твоём брате нечто неприятное (нехорошее) в его словах или поступках, ты не обвиняй его, а ищи для него оправдание. Если не будешь пытаться найти оправдание, а будешь обвинять его, в твоём сердце зародится гнев по отношению к нему и ненависть, а эта ненависть лишит тебя милости Всевышнего».

Про одного из сподвижников Пророк ﷺ сказал: «Рай жаждет его». Услышав это, другой из числа сподвижников решил узнать причину, за что Господь удостоил его брата по вере такой чести. Он решил попроситься к нему в гости на несколько дней. Пока он был у него в доме – наблюдал за его деяниями, пытаясь найти что-то отличающее его. Спустя три дня этот сподвижник решил признаться тому, у кого он гостил, об истинной причине его пребывания, и признался, что он не нашёл ничего особенного, за что хозяин дома был бы удостоен Рая. Тогда тот ответил: «Я в поклонении Господу ничем не отличился и не знаю, почему Пророк ﷺ сообщил эту радостную весть. Но, признаться, у меня есть одно качество, за что Всевышний одарил меня Раем, – это каждую ночь перед сном, ложась спать, я прощаю всех, и в моём сердце нет вражды по отношению к кому-либо». 

Одним из тяжких грехов является нанесение боли и страдания сердцу брата по вере, так как именно сердце – место, куда смотрит Всевышний. Один из персидских учёных и поэтов сказал: «Обрадовать сердце верующего лучше многих благодеяний, ибо, обрадовав сердце брата по вере, ты получил воздаяние как за совершение большого хаджа; возможно, ты завладеешь тысячей Кааб, но завладеть одним сердцем лучше этого, ибо Каабу строили Ибрахим عليه السلام и Исмаиль عليه السلام, а сердце сотворил сам Всевышний». 

Поэтому, дорогие братья и сёстры, нам нужно быть внимательными не только в действиях, но и в словах по отношению друг к другу, дабы не ранить и не задеть сердца людей.

Один из великих учёных и приближённых ко Всевышнему Малик ибн Динар рассказывает: «Я вёл грешный образ жизни, употреблял спиртное. И, работая охранником на рынке, в один из дней я стал свидетелем случая, который изменил всю мою жизнь. Проходя по рынку, я увидел, как один крепкого телосложения человек отобрал пакет с продуктами у другого и убежал. Хозяин сумки был человеком слабым и лишь сказал тому вслед: «Сегодня я ничего не могу сделать с тобой, но в Судный день тебя Всевышний отчитает за это. Я вышел сегодня на рынок, дабы обрадовать моих дочерей, следуя словам Пророка ﷺ: «Кто обрадует своих дочерей, того Аллаh ﷻ в день Великого Суда одарит Своей Милостью», но ты сегодня лишил меня и моих детей радости». Услышав слова этого бедняги, я почувствовал жалость к нему, догнал того вора, забрал у него сумку и вернул хозяину со словами: «Возьми, но я заключаю с тобой договор, который должен быть исполнен до Дня Суда. Вернувшись домой и обрадовав дочерей, ты им скажи: «Помолитесь за грешного Малика ибн Динара». После этого моя жизнь изменилась полностью. Всевышний даровал мне такую милость, что я вошёл в число приближённых к Нему рабов».

Помогающий брату по вере устанавливает этим самым преграду для себя от Ада. Да введёт нас Господь в число Его любимых рабов, которыми Он доволен, вселит в наши сердца крепкую любовь по отношению друг к другу и дарует братство и единство! Аминь. 
(«Танбих уль-Гафилин»)

Мухаммад-фарук Азимов