26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Хадис Джибриля عليه السلام

По воле Всевышнего мы продолжаем рассматривать хадисы Пророка ﷺ, изложенные в книге «40 хадисов имама ан-Навави».

Сегодня мы рассмотрим хадис, который учёные называют «хадисом Джибриля عليه السلام». Этот хадис охватывает собой разные науки, знания, этику, содержит разъяснение основ Ислама, Имана и Ихсана.

Сообщается, что Умар رضي الله عنه поведал: «Однажды, когда мы находились в обществе Посланника Аллаhа ﷺ, к нам неожиданно подошёл черноволосый человек в ослепительно белой одежде. По его виду нельзя было сказать, что он путник, никто из нас его не знал. Он сел напротив Пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и попросил: «О Мухаммад ﷺ, поведай мне об Исламе».

Посланник Аллаhа ﷺ начал речь: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет Божества, достойного поклонения, кроме Аллаhа ﷻ, и что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ, чтобы совершал молитву (намаз), выплачивал закят (обязательная милостыня), соблюдал пост в месяце Рамадан и совершил хадж к Дому, если на это будет возможность».

Тот человек согласился: «Ты сказал правду». И мы удивились тому, что он задаёт Пророку ﷺ вопросы и сам же подтверждает правдивость его слов.
Затем он попросил: «А теперь поведай мне об Имане».

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Суть Имана заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаhа ﷻ, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, а также, чтобы ты уверовал в предопределение судьбы, как хорошее, так и плохое». И этот человек снова подтвердил: «Ты сказал правду».
Затем он попросил: «Поведай мне об Ихсане».

Посланник Аллаhа ﷺ продолжил свою речь: «Ихсан – это значит так поклоняться Аллаhу ﷻ, будто видишь Его, и если ты не видишь Его, зная о том, что, поистине, Он видит тебя».

Потом он предложил: «А теперь расскажи мне о Часе».

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тот, кого спрашивают об этом, знает не больше задающего вопрос».
Незнакомец продолжил: «Тогда поведай мне о его признаках».

Посланник Аллаhа ﷺ поведал: «Признаком приближения этого Часа станет то, что рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ».
А потом этот человек ушёл так же внезапно, как и пришёл. Спустя некоторое время Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «О Умар رضي الله عنه, знаешь ли ты, кто задавал эти вопросы?»

Я ответил: «Аллаh ﷻ и Посланник Его ﷺ знают об этом лучше».

Он сказал: «Поистине, это был Джибриль عليه السلام, пришедший к вам научить вас вашей религии» (Муслим).

Первое, на что указывает этот хадис, – это внимание к внешнему виду, этикету. Учёные-толкователи хадисов отмечают, что ангел Джибриль عليه السلام явился таким образом, чтобы своим поведением научить людей, как необходимо себя вести с обладателями знания и каким образом задавать вопросы.

Далее в хадисе затрагивается тема Ислама.

Лексическое значение слова «Ислам» – «повиновение и покорность Всевышнему Господу». В каноническом значении термин «Ислам» понимается как:

1. Шахада (свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаhа ﷻ, и что Мухаммад – Его Посланник ﷺ).
2. Намаз (своевременное совершение пятикратной молитвы).
3. Закят (выплата ежегодной обязательной милостыни бедным и нуждающимся).
4. Пост (соблюдение поста в месяце Рамадан).
5. Хадж (совершение хаджа – паломничества в Мекку – хотя бы раз в жизни теми, у кого есть для этого возможности: наличие здоровья, материальных средств и т. п.).
Затем в хадисе говорится об Имане.

Лексическое значение слова «Иман» – «вера», «уверовать сердцем».

1. Вера в Аллаhа ﷻ, в то, что Он – Един и нет у Него сотоварища. 
2. Вера в ангелов. Ангелы – создания Всевышнего Творца, которые не ослушаются Господа ни на мгновение, созданные из нура (света). 
3. Вера в Священные Писания. Прежде всего подразумевается Коран, а также Писания, которые были ниспосланы другим пророкам: Давуду (Давиду) عليه السلام – Забур (Псалтырь), Мусе (Моисею) عليه السلام – Таврат (Тора), Исе (Иисусу) عليه السلام – Инжиль (Евангелие) и другие.
4. Вера во всех пророков и посланников, которых Всевышний избрал для руководства Своими созданиями. 
5. Вера в Судный день (день, когда Господь выведет людей из их могил для суда и произведёт расчёт за их деяния).
6. Вера в предопределение судьбы (вера в то, что всё происходящее в мире, хорошее или плохое, происходит лишь по воле Всевышнего в соответствии с Его определённым замыслом.

Теперь об Ихсане.

Что такое Ихсан? Ихсан – это искренность. Во всём, в первую очередь перед Создателем, соблюдая те или иные Его предписания и совершая поклонение лишь ради Его довольства. Это духовная составляющая того, что было упомянуто выше в плане соблюдения Ислама и Имана. 
 
Следующий вопрос – о Судном дне и его признаках.

Следует знать, что знанием о наступлении Судного дня обладает лишь Всевышний Господь. Ни ангелы, ни посланники не знают этого. Именно поэтому Пророк ﷺ сказал Джибрилю عليه السلام: «Тот, кого спрашивают, знает не больше задающего вопрос». Однако Посланник Всевышнего ﷺ упомянул о некоторых его признаках, а именно:
– Нравственный упадок. Будут множиться случаи, когда проявится непочтительность детей к родителям. Их поведение станет похожим на отношение хозяев к своим рабам.
– Увеличение количества материальных средств. Малое количество людей обладает большим количеством средств. Эти люди будут позволять себе роскошествовать и хвалиться друг перед другом, выстраивая высотные здания.


Адиль Ибрагимов