19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Не упустите детей

Однажды я смотрела в окно и наблюдала, как школьницы репетировали танец в парке.

Невольно я улыбнулась, вспомнив детство, как после школы мы готовились к выступлениям на праздники. Позже я увидела, как они подошли и подняли свой телефон с земли. Ошиблась. Видимо, ещё один ролик сняли для «ТикТок». Грустно…

Интернет – это виртуальный мир. Кто-то использует его для бизнеса, кто-то выкладывает массу полезной информации, кто-то рассказывает о своей жизни. Однако если взрослые ещё могут как-то регулировать своё времяпровождение перед экранами телефонов и планшетов, то дети и подростки слишком уязвимы и затягиваются этими сетями, выпутаться из которых становится непосильной задачей. 

Оставаясь один на один с гаджетами, они подвергаются большой опасности. Просмотр неприличных видео, роликов, демонстрирующих жестокость, аморальные качества, сильно влияет на психику неокрепшего организма. Порой родители не представляют, какой опасности они подвергают будущее своего чада, подарив новенький смартфон. Всё это может привести к депрессии, нервным срывам, грубости, конфликтам и недопониманию со стороны сверстников, а во взрослой жизни – к нездоровым отношениям. Часто подростки используют Интернет для шантажа, насмехательства и выставления сверстников не в лучшем свете.

Детский организм словно хрусталь, который нужно беречь, а неправильный уход может привести к потере той детской любопытности, искренности и блеска в глазах, восхищённых красотой этого мира. Беспорядочное использование Интернета может привести к зависимости, когда человек не представляет своей жизни без телефона; днём и ночью, по дороге на учёбу и работу, в ожидании автобуса у него в руках виртуальный мир. Один праведник сказал: «Человек является рабом того, что берёт над ним верх и овладевает его сердцем».

Как не допустить этой болезни и что делать, чтобы гаджеты не навредили детям, поделилась с нами педагог-психолог высшей квалификационной категории Ирина Романенко. Ирина Владимировна работает в области психологии уже на протяжении 30 лет.

– Расскажите, пожалуйста, о гаджет-зависимости.
– Аддиктивное поведение – это поведение, зависимое от чего-то. По сути гаджет-зависимость – это такая же зависимость, как алкогольная или наркотическая, т.е. является одной из разновидностей. Сейчас меньше стали пить, употреблять наркотики и другое, а больше стали сидеть в телефонах. Одну зависимость заменили на другую. И тут стоит вопрос, почему конкретный ребёнок становится зависим от чего-то. Если вредные привычки регулируются на государственном уровне, выходят законы касательно алкоголя и сигарет, наркотики преследуются по закону, то подростки заменяют это чем-то другим. В данном случае гаджетами.

– Что может способствовать зависимости у подростков?
– Всегда есть причина, и чаще всего эти проблемы из семьи. Что такое зависимость? Это уход от действительности, а значит, для них эта действительность настолько непереносима, что нужно уйти куда-то. Самый простой выход – это уйти в игры, Интернет. Самое тяжёлое, что может быть, – это самоубийство, и это тоже своего рода уход. Здесь ему неинтересно, ему здесь трудно, скучно. Он отодвигает проблему в сторону. Почему нечем заняться? А потому, что не научили, не дали возможности попробовать себя в чём-то. Не все же подростки зависимы, потому что есть другие интересы: кто-то увлекается спортом, шахматами, чтением – им есть чем себя занять.

– Стоит ли родителям проверять соцсети детей?
– Доверяй, но проверяй. Говори правду и только правду, но не всю правду. Обманывать нельзя, можно не говорить всего. Проблемы чаще возникают именно потому, что дети не были под контролем.

– Как влияет частое использование гаджетов на здоровье детей?
– У детей развивается клиповое мышление. Здесь работает принцип комиксов – картинка и короткие фразы. Это не всегда плохо – например, в экстремальных ситуациях такие люди быстрее ориентируются. А противоположностью является ассоциативное мышление – учителя, врачи, люди интеллектуального труда, у которых должно быть богатство ассоциаций, более развёрнутые рассуждения и способность к анализу. Они медленнее реагируют на какую-то ситуацию. Но при повторении ситуации они окажутся в более выгодном положении, потому что сделают выводы. Каждая ситуация должна чему-то научить. Необходим анализ, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Где-то это хорошо, где-то плохо.

Плюс ко всему современные подростки перегружены информацией. И, возможно, гаджет-зависимость – некий уход от того информационного мусора, который сыпется со всех сторон. Если задуматься, на остановке играет музыка, в автобусе, вокруг много рекламы, всё светится по ночам, блестит, сияет, бьёт в глаза. Вопрос даже не в рекламе, а в том, что постоянно идёт поток ненужной информации. Наш мозг устроен так, что он не может не

реагировать на это. Если вы не слышите, это не значит, что у вас это не откладывается в памяти. Это утомляет мозг.
Общение подростков не наполнено глубокими смыслами, не интересное. Они не делятся тем, что увидели, услышали или даже прочитали. В сочинениях, к примеру, начали анализировать Гарри Поттера. Никто не против него, великолепный персонаж, но он вымышленный. Дети подменяют реальность виртуальным миром. Но ведь жизнь не игра. Нельзя сказать, что все подростки такие, но эта проблема существует.

– Что делать родителям, чтобы избежать этой проблемы?
– Профилактика. Заболевание легче предупредить, чем вылечить. К детям надо относиться как к ценности. У родителей есть выбор: завести ребёнка или нет, а у ребёнка нет выбора, его не спрашивали, хочет ли он родиться. И если родители выбрали наличие ребенка, то они «должны». Родители должны заниматься детьми, общаться с ними, учить их, даже учить противостоять этим вредным привычкам, должны дополнять досуг какими-то другими интересными вещами, предлагать альтернативу играм в телефоне, и начать делать это как можно раньше. При этом обязательно показывать своим примером. Если после работы родители сидят на диване в телефоне, то что же делать ребёнку? Он тоже будет повторять их поведение. Любая вещь, которую мы даём детям, должна иметь функциональность. 

Есть ещё одна проблема. Когда родители хотят показать своё благосостояние, раньше покупали дорогие шапки, сапоги, а теперь смартфоны. Когда я начинала работать психологом, у нас были такие проблемы, и на родительских собраниях я говорила: не делайте из своих детей витрину вашего благосостояния. Тогда было время такое в стране, что у детей деньги отбирали, воровали вещи. И если ребёнка дорого одеть, он становился объектом криминального интереса. Сейчас примерно так же, только нет необходимости в дорогой шапке, покупают дорогой смартфон.

– Как бороться с фактом зависимости, если это уже произошло?
– Обращаться в специализированные центры, к специалистам, есть детские психиатры, и надо искать их и работать вместе с семьёй над этой проблемой. Надо давать ребёнку возможность попробовать себя в другом виде деятельности, не только играть в кнопки, – может, что-то строить, что-то рисовать; тот же спорт. Я говорю о банальных вещах, но это так и есть. Надо давать альтернативу. Нельзя сказать «не играй в игры», а надо говорить «давай сделаем что-то другое». Это психологический приём – не «отдай, я тебе запрещаю», а «давай заменим». Если вы хотите, чтобы дети выросли умными, развитыми, разносторонними, интересными, давайте им читать книги и писать. Давно доказано, что именно письмо задействует большую часть мозга. Необходимо общаться с детьми, играть, гулять, читать и научить их правильно проводить своё время. 
Берегите детей, уважайте и воспитывайте их в любви и заботе. Станьте для них другом и родителем. 
«Ребёнок – зеркало поступков родителей» (Иоганн Генрих Песталоцци). 

Айшат Расулова