Изречения Пророка ﷺ
Ведь дословные переводы не раскрывают в полной мере всю суть высказываний Посланника Всевышнего ﷺ, а порой и искажают их смысл.
В первую очередь хотим ознакомить вас с хадисами, которые собрал в своём сборнике имам ан-Навави («40 хадисов имама ан-Навави»), так как его труды являются основополагающими в области хадисоведения и исламской юриспруденции.
Несмотря на то, что ан-Навави прожил недолгую жизнь – около 40 лет, он оставил после себя около 60 трудов в разных областях религии. Наиболее значимым среди них является его толкование (шарх) к сборнику хадисов «Сахиху Муслим».
Благодаря своей настойчивости и усердию, любви к знанию он обрёл такую благосклонность и любовь среди учёных своего времени, что его прозвали
«Мухитдин» – «оживитель религии».
Первый хадис: «Дела оцениваются по намерениям»
Намерение (ният) – означает принятие решения, выявляет смысл совершаемого дела и его цель. Следовательно, правдивость наших деяний зависит от намерения, и они оцениваются в соответствии с ним.
Важность и смысл этого хадиса состоит в том, чтобы обратить внимание человека, желающего совершить любое благое дело, на его сердце, проверить своё намерение, делает ли он его искренне ради Всевышнего или нет.
Посланник Аллаhа ﷺ любил приводить примеры для быстрого понимания того, что он желает донести. И в этом хадисе он привёл в пример переселение. Имеется в виду переселение с такого места, где верующий не может открыто соблюдать обряды своей религии, показывать своё вероисповедание. Соответственно, ему необходимо переселиться туда, где это станет возможным. Исламские учёные считают, что данный хадис остаётся актуальным во все времена.
Ибн Масуд رضي الله عنه рассказал: «Среди нас был один человек, он посватался к женщине, которую звали Умму Кайс. Она отказала ему, поставив при этом условия: “Если хочешь, чтобы я вышла за тебя замуж, то переселись”. Позже он переселился к ней. И мы стали называть его “переселенец Умму Кайс”» (ат-Табарани).
Этот человек совершил переселение из Мекки в Медину не ради Господа, желая в полной мере соблюсти Его религию, а с целью женитьбы на женщине, которая поставила условие переселения к ней.
Именно благодаря искреннему намерению мы получим награду в мире вечном, а в этом мире получим от Господа содействие и успех. Любое благое дело становится поклонением, если вы намереваетесь снискать благословение Всевышнего.
Если кто-либо вознамерился совершить благое, но осуществлению этого воспрепятствовали уважительные причины – болезнь, смерть и т. п., то этот человек получит награду так же, как если бы он совершил это дело.
Имам аль-Баздави говорил: «Дела, совершаемые без намерения, будут недействительны, тогда как искреннее намерение даже без деяний заслуживает награду. Намерение в отношении деяния подобно душе к телу – тело не может существовать без души, а душа не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом».
Например, если верующий работает, занят каким-либо ремеслом с целью обеспечить свою семью всем самым необходимым, то одновременно он получает награду и как за поклонение Всевышнему, так как поиск дозволенного пропитания для себя и своей семьи является обязанностью каждого верующего. Или даже когда человек принимает пищу с заботой о своём здоровье или имеет половую близость со своей женой с целью сохранить себя и её от греха прелюбодеяния, то он обретает награду в соответствии со своим намерением. Посмотрите, насколько велика милость Всевышнего к нам!
Подтверждением тому является другое изречение Любимца Господа ﷺ, который рассказал Абу Хурайре رضي الله عنه: «Поистине, Аллаh ﷻ не смотрит ни на ваши тела, ни на ваше обличье, однако смотрит на ваши сердца, – и он указал пальцем себе на грудь, – а также на ваши дела» (Муслим).
Адиль Ибрагимов