25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.05.2021 (по Шафии)

1. Можно ли заходить в отхожие места, например, с кольцом, на котором написано имя Всевышнего?

Передаётся, что у Пророка r было кольцо, на котором было написано «Мухаммад – Посланник Аллаhа I», и он снимал его при входе в отхожие места.
Следовательно, нежелательно заносить в уборную комнату, ванную, баню и т. д. кольцо и другие вещи, на которых написано любое из имён Аллаhа I, имена пророков, ангелов, сподвижников, праведников или аяты Корана. Нежелательность касается даже денег, на которых написано вышеназванное (например, саудовские риалы, различные монеты и т. п.), даже если они прикрыты или завёрнуты.

Если всё-таки человек, намеренно или по забывчивости, зайдёт, например, в санузел с подобным кольцом, то ему желательно либо прикрыть его рукой, либо положить в карман, или скрыть любым другим способом.

Если кольцо (с надписями) надето на палец левой руки, то во избежание попадания на неё наджасы (нечистот) он обязан снять его, прежде чем начать подмываться. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

2. Нужно ли брать разрешение у жены и детей при выплате за них закята аль-фитр? И можно ли купить 10 кг зерна и отдать бедняку, сказав, что это закят аль-фитр от моей семьи, не уточнив каждого по отдельности?

Можно не брать разрешения на выплату закята аль-фитр у тех членов семьи, которых вы обязаны содержать. Обязанность выплаты закята лежит на вас, и спрошено будет тоже с вас. Что касается совершеннолетних детей, то у них необходимо взять разрешение выплатить за них закят аль-фитр. 

Что касается второго вопроса, то так поступить дозволено, так как необязательно уточнять, кто именно из членов семьи выплачивает закят аль-фитр, достаточно просто сказать: «Это обязательный закят аль-фитр от моей семьи». («Тухфат аль-Мухтадж», «Умдат аль-Муфти ва ль-Мустафти»)

3. Что и в каком количестве отдают в качестве закята аль-фитр (закят по случаю окончания поста в месяце 
Рамадан)?

В качестве закята аль-фитр выплачивают один сах продукта, который более всего употребляется в данном населённом пункте. Согласно мнению имама аш-Шафии, 1 сах равен приблизительно 2400 граммам. В нём четыре мудда, один мудд равен 600 граммам.
От Ибну Умара ﷺ передаётся, что Пророк r велел выплатить закят аль-фитр в виде саха фиников или саха ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребёнка из числа мусульман. (аль-Бухари, Муслим)

Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, 1 сах равен приблизительно 3600 грамма. Половина саха (1800 грамма) достаточно выплатить, если это пшеница или пшеничная мука, и полный сах – если это финики, изюм или ячмень. 

Также по Ханафи мазхабу разрешено выплатить закят аль-фитр в размере стоимости любого из перечисленных продуктов. Если продукты питания в изобилии, то выплата их стоимости предпочтительнее, так как она лучше удовлетворяет нужды бедняка. А если время бедственное, то лучше выплатить пшеницей, ячменём и другим съестным, чем в денежном эквиваленте. («Канз ар-Рагибин», «Марак аль-Фаллях»)

4. Должен ли я ещё раз выплатить закят аль-фитр, будучи в праздничную ночь в другом населённом пункте, если уже его выплатил?

По этому вопросу есть два мнения, и, в принципе, можно следовать любому из них.
Ибн Хаджар аль-Хайтами считает: «Если человек досрочно выплатил закят аль-фитр, но во время захода солнца накануне праздничной ночи оказался в другой местности, то закят аль-фитр не засчитывается, и его опять нужно выплатить».

А по мнению имама ар-Рамли, закят аль-фитр будет засчитан, и снова выплачивать его не надо». («Хашия аль-Манхадж аль-Кавим»)

5. Нужно ли будить спящего человека для совершения обязательного 
намаза?

Да, необходимо разбудить спящего на намаз, если знаете, что он заснул после наступления времени намаза, и вы предполагаете, что он не проснётся на намаз до конца его времени. В остальных случаях будить спящего на намаз желательно.

Вышесказанное относится и к детям, которым исполнилось семь и более лет, так как с этого возраста им нужно повелевать совершать намаз. («Нихаят аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)

6. Мой друг должен поехать в другой город на операцию, но у него на это нет средств. Могу ли я отдать ему закят (обязательную милостыню) с моей торговли?

Ваш друг подпадает под две категории получателей закята – как нуждающийся и как путник. Следовательно, вы можете отдать ему такой размер закята, который покроет его дорожные расходы и траты на операцию. («Тухфат аль-Мухтадж»)

7. Когда должны выплатить выкуп (мудды) те, кто не может соблюдать пост? 

Лица, не соблюдающие пост Рамадана по уважительной причине, могут выплатить мудды (выкуп, равный 600 граммам) в конце месяца вместе с закятом аль-фитр.

Мухаммад ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Те, кто не обязан соблюдать пост вследствие хронической болезни, старости, также беременности и грудного кормления из-за боязни за здоровье ребёнка, должны выплатить мудд. При этом нельзя выплачивать его предварительно, за два дня и более. Эти штрафы можно выплатить в тот же день, когда пост был пропущен, или же в предыдущую ночь этого дня.
Если отложить выплату муддов до следующего года, то к ним ничего не добавляется». («Нихаят аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).