25 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.05.2021 (по Ханафи)

1. Я по ошибке поел после наступления рассвета, думая, что время сухура (предрассветного завтрака) ещё не закончилось, а оказалось, что утренний азан уже был. Что мне делать?

Вам необходимо воздержаться от всего, что нарушает пост, в течение этого дня до вечера, тем самым проявляя уважение к месяцу Рамадан, а в последующем возместить пост этого дня. («Фикх ал-Муяссар»)

2. Можно ли возместить обязательный намаз, следуя за имамом, совершающим намаз-таравих? 

Нет, так как обязательный намаз, совершённый вслед за имамом, выполняющим желательный намаз, будет недействительным. 
Также необходимо отметить, что возмещать обязательный намаз, следуя за имамом, возможно только в том случае, если имам возмещает тот же намаз одного и того же дня. («Марак аль-Фалях»)

3. Могу ли я, находясь в пути (сафаре), соблюдать пост месяца Рамадан? 

Путнику разрешается находясь в пути не соблюдать пост. Однако, если его не затруднит то ему желательно поститься. 
(«Марак аль-Фалях»)

4. Как нужно делать намерение на пост: сразу на весь месяц или на каждый день? И будет ли действительным пост, если проснулся после утреннего азана, а намерение языком забыл сделать? 

Согласно богословский школе имама Абу Ханифы, намерение на пост делается на каждый день. Желательно сделать намерение с ночи до начала рассвета. Намерение делается сердцем, языком – является сунной (желательно). 

В большинстве случаев у верующих бывает намерение в сердце, так как каждый твёрдо знает, что завтра будет соблюдать обязательный пост месяца Рамадан. Но если вы забыли с ночи сделать намерение в сердце (мысленно), то можно его сделать до середины дня, согласно религиозным нормам. Середину дня можно рассчитать, если промежуток времени от начала рассвета до захода солнца разделить пополам. («Марак аль-Фалях»)

5. Забыв о посте, я поел, а вспомнив, сразу перестал есть. Нарушился ли мой пост?

Если человек вспомнил, что он постится, и сразу перестал есть, пить и т. д., то его пост не нарушается. Ему необходимо выплюнуть то, что во рту и прополоснуть водой. Если, вспомнив о посте, он всё же проглотил пищу или выпил воду, то в этом случае пост нарушается. («Лубаб»)

6. Что делать пожилым людям, которые не в состоянии поститься?

Имеющие хронические заболевания, а также пожилые люди, которые не могут поститься, выплачивают за каждый день фидью (штраф).
Выкуп даётся за каждый пропущенный день в размере закята аль-фитр (полсаха – 1 кг 800 г, если это пшеница или пшеничная мука, и один сах – 3 кг 600 г – остальных продуктов – ячмень, финики, изюм).

Этот вид искупления можно отдать сразу после того, как пропустили день поста, или в конце месяца Рамадан – одному или нескольким беднякам.
(«Марак аль-Фалях»)

7. Женщина дала в долг другой некоторую сумму денег. Сейчас та полностью долг ещё не вернула. Женщина, которая дала в долг, хочет простить другой оставшийся долг в качестве своего закята. Можно так сделать? Если да, то как ей сформулировать намерение?

Нет, она не может подобным образом выплатить свой закят. Ей необходимо сначала выплатить закят, а потом та женщина пусть возвратит ей долг. Либо должница возвращает долг, и та выплачивает ей эту сумму в качестве своего закята. («Ихтияр ли Талили Мухтар»)

8. Если человек совершил самоубийство, нужно ли его омыть и совершить над ним джаназа-намаз?

Большинство учёных ханафитского мазхаба согласны с тем, что над верующим, совершившим самоубийство, необходимо выполнить джаназа-намаз и похоронить его на мусульманском кладбище. Но нельзя забывать, что самоубийство – тяжкий грех. («Рад уль-Мухтар», «Марак аль-Фалях»)

9. Нужно ли возмещать посты за умершего человека?

Посты за умершего не возмещаются. Однако в некоторых случаях необходимо за пропущенные умершим обязательные посты месяца Рамадан, назру и т. п. выплатить штраф (каффарат). Это в том случае, если усопший пропустил эти посты без уважительной причины и у него была возможность их возместить. Если за умершим остались посты, которые он пропустил по уважительной причине, и не было возможности для их своевременного возмещения, то нет на нём греха, следовательно, у него нет каффарата. 

Если же человек пропустил посты по уважительной причине, но до наступления смерти имел возможность их возместить, или он пропускал посты без причины, то не имеет значения, была у него возможность до наступления смерти возместить эти посты или нет, и он впадает в грех, а с его оставленного имущества выплачивается каффарат (за каждый день поста в размере закята аль-фитр). 

Если же умерший после смерти не оставил имущества, то не вменяется в обязанность выплачивать за него каффарат. В таком случае, желательно выплатить за него каффарат людям, из числа его  близких родственников. («Хашияту Тахтави»)

10. Нужно ли выплачивать закят с денег, которые я отложил и в течение года не трогал? В первый год закят с них я выплатил.

Если у вас имеются деньги в размере нисаба (приблизительно 370 тыс. рублей), и они пролежали у вас в течение лунного года, то вы обязаны выплатить с них 1/40 часть, или 2,5%. 
(«Бахру Раик»)

11. Можно ли употреблять в пищу мясо лисы?

Употребление мяса лисы в пищу, по мазхабу имама Ханафи, запрещается. («Лубаб фи шархи Китаб»)

Мухаммад-фарук азимов. тел.: +7 967 939 65 62