Праздничная молитва
Для всех нас очень важно провести этот день наилучшим образом. Поэтому нам необходимо вооружиться знанием, как правильно совершить праздничный намаз и в целом провести этот день.
Праздничный намаз в честь Ураза-байрама является ваджибом (необходимым действием) для всех, кто обязан совершать пятничную молитву. Он имеет те же условия, что и пятничный, за исключением проповеди (хутба), являющейся в намазе Ид аль-фитра сунной, и она, в отличие от праздничной молитвы, читается после молитвы.
Желательные действия перед совершением праздничного намаза
В праздничный день (1-го числа месяца Шавваль), прежде чем выйти на намаз, рекомендуется (мустахаб) съесть нечётное количество фиников или чего-либо сладкого. В хадисе Пророка ﷺ, переданном от Анаса رضي الله عنه, говорится: «Посланник Аллаhа ﷺ не выходил утром (на праздничный намаз), не съев нечётное количество фиников» (аль-Бухари).
Также желательно совершить купание, умаститься благовониями, использовать зубную палочку (сивак), надеть лучшую одежду. Важно вовремя выплатить закят аль-фитр (необходимая милостыня в честь окончания поста), желательно отдать его до того, как приступить к праздничному намазу. Желательно по возможности отправиться на намаз пешком, тихо читая такбиры («Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар, ля иляха илля Ллаху, ва Ллаху Акбар, Аллаhу Акбар ва лилляхи ль-хамд») по одному пути, а вернуться по другой дороге.
Следует отметить, что после восхода солнца до праздничного намаза нежелательно (карахат) совершать желательные суннат-намазы, будь это в мечети или дома, в любом месте, где человек собирается выполнить праздничный намаз. И можно после его совершения.
Порядок совершения праздничного намаза
Вначале делаем намерение совершить праздничный намаз: «Я намерился совершить ваджиб праздничный намаз Ид аль-фитра». Если человек совершает намаз за имамом, коллективно, то в намерении он должен уточнить – «за имамом». После такбират аль-ихрам (вступительного произнесения слов «Аллаhу Акбар») имам и молящиеся за ним произносят мольбу «Сана» («Субханака Аллаhумма ва табаракасмука, ва тааля джаддука, ва ля иляха гайрука»), после чего все произносят три дополнительных такбира, поднимая руки для каждого из них до уровня ушей. Чтение каждого такбира является ваджибом, а поднимание рук во время их чтения, как и для вступительного «Аллаhу Акбар», является сунной. Далее, при такбире для поясного поклона, руки не поднимаются.
Затем имам тихо читает «Аузу билляхи мина шшайтани рраджим, басмалю» («Бисмилляхи ррахмани ррахим») и громко читает суру «Аль-Фатиха», после неё – другую суру или три любых аята из Корана. Желательно, чтобы в первом рака-ате это была сура «Аль-Аля». Далее он совершает поясной поклон и продолжает его как обычно.
Встав на второй ракаат, он тихо читает «Басмалу», далее громко суры «Аль-Фатиха» и «Аль-Гашия». Затем необходимо (ваджиб) прочитать три дополнительных такбира, поднимая руки для каждого из них, как и в первом ракаате. Далее желательно сказать «Аллаhу Акбар» (не поднимая рук), совершить поясной поклон и продолжить намаз, как обычно. В конце сидя прочитать «Ат-тахият», произнести салам, тем самым завершая намаз.
После молитвы имам читает две проповеди (хутба), в которых рассказывает о том, как правильно исполнить обряд выплаты закята аль-фитр. (Ибн Абидин. «Радд аль-Мухтар», «Мараки Саадат»)
Мухаммад-фарук азимов