05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.04.2021 (по Шафии)

1.Сколько дней можно переносить и сокращать намазы путнику, который сразу после завершения дел возвратится домой?

Если путник находится в чужом краю с намерением возвратиться домой сразу после завершения дел, которые, как он надеется, выполнит менее чем за четверо суток, то он вправе переносить и сокращать четырёхракаатные намазы. Также, если по независящим от него обстоятельствам выполнение этих дел стало откладываться, он вправе сокращать и переносить намазы в течение 18 суток.

Однако если в течение первых дней он узнает, что решение его вопроса затянется на четверо и более суток (не считая дней приезда и возвращения), то с этого момента его сафар (путешествие) заканчивается, и он обязан в своё время и полноценно совершать все намазы.

 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

2. Надо ли вставать, когда мимо проносят покойного?

Желательно вставать, когда мимо проносят тело (джаназа) покойного мусульманина, тем самым проявляя к нему почтение и уважение, даже если покойный несовершеннолетний.

(«Нихаят аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)​

3. Как быть в ситуации, когда покупатель с согласия продавца желает вернуть один из двух товаров, если на их покупку был заключён один договор?

В таком случае можно прибегнуть к одному из видов расторжения договора купли-продажи – аль-икаля.
Аль-икаля – это обоюдное решение продавца и покупателя расторгнуть торговую сделку, в результате чего покупатель возвращает купленный товар, а продавец – деньги.

Это решение также предполагает и частичное расторжение договора, когда остальная часть сохраняет силу.
В данном случае покупатель возвращает ненужный товар и платит продавцу только за купленный, если оплата ещё не была произведена.
Если же оплата была полностью произведена, то продавец, соответственно, возвращает стоимость товара из общей суммы.

(«Хашият» аш-Ширвани)

4. Действителен ли подарок, сделанный тяжелобольным перед смертью?

Человек, имеющий тяжёлое заболевание, от которого часто умирают, может распоряжаться лишь 1/3 своего имущества. Поэтому, если то, что он подарил, составляет 1/3 от его имущества или меньше этого, то подарок считается действительным.

Примечание:

Необходимо также отметить, что если человек в состоянии предсмертной агонии (по причине тяжёлой болезни, ранения, болевого шока) произнесёт слова, указывающие на завещание, подарок, принятие Ислама или покаяние, то эти слова не будут иметь силу.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5. Обязательно ли делать намерение на каждый день поста в месяц Рамадан или достаточно на весь месяц ограничиться одним?

Условием обязательного поста, такого как пост месяца Рамадан (своевременный или возмещаемый), пост, соблюдаемый в качестве искупления (каффарат), пост обета (назр) и пост, который имам призвал соблюдать перед прошением дождя, является намерение, совершённое ночью (после захода солнца до утренней зари). Также необходимо, чтобы намерение соблюсти пост делали каждую ночь, так как пост каждого дня – это отдельное поклонение, не связанное с предыдущим днём.

Учёный маликитского мазхаба имам ад-Дардир в книге «Аш-шарх аль-Кабир» пишет: «Достаточно одного намерения для поста всего месяца Рамадан тому, кто обязан соблюсти пост подряд…»

Однако здесь важно знать, что при нарушении непрерывности намерение необходимо возобновить, так как намерение на целый месяц – это как единое поклонение, и если нарушить непрерывность, то нарушается и намерение. 

Заключение:

Согласно шафиитскому мазхабу, необходимо сделать намерение на каждый отдельный день обязательного поста. И намерение, сделанное на весь месяц Рамадан, будет действительным только для первого дня месяца.

Однако, согласно маликитскому мазхабу, намерение соблюсти пост на весь месяц считается действительным, с условием соблюдения непрерывности поста в течение всего месяца, иначе после прерывания намерение необходимо возобновить.

 («Тухфат аль-Мухтадж»)

6. Какой штраф (фидья) предусмотрен за невозмещение поста месяца Рамадан?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Тот, кто отложит возмещение поста месяца Рамадан до наступления следующего и не возместит его, имея на это возможность, например, путник, завершивший путь, или тот, кто исцелился, или тот, у кого было достаточно времени для возмещения пропущенных постов, обязан вместе с возмещением поста выплатить за каждый день по одному мудду (576 г)».

 Имам аль-Азруи говорит: «Если человек отложил возмещение поста, забыв об этом, или же из-за незнания, то в этом случае он не обязан выплачивать штраф. Под словом “незнание” подразумевается незнание того, что откладывать возмещение поста до наступления следующего Рамадана является запретным, даже если человек знаком с учёными (алимами), так как о таких вещах люди часто бывают не осведомлены. Не имеется в виду незнание того, что необходимо выплатить штраф – это не будет считаться причиной».

Сулейман аль-Джамал в субкомментариях к книге «Шарх аль-Манхадж ат-Тулаб» говорит: «Тот, кто отложил возмещение поста до наступления следующего месяца Рамадан, обязан вместе с возмещением поста выплатить штраф (каффарат), и будет грехом отложить без причины возмещение этого поста. А тот, кто забыл или не знал о возмещении или даже пропустил пост Рамадана без причины, штраф не выплачивает».

7. У меня сорок пять коров, которые целый год пасутся на пастбище, и каждый год они приносят телят, которых я держу в сарае и не выпускаю на пастбище. Должен ли я наряду с коровами платить закят (обязательную милостыню) и с этих телят? 

Чтобы выплата закята с животных стала обязательной, есть два основных условия:

1. Владеть имуществом, с которого выплачивается закят, необходимо в течение лунного года.

2. Животные должны пастись на дозволенном общем пастбище в течение года.
Однако эти условия не относятся к ягнятам и телятам, которые родились до конца года, с них закят выплачивается, даже если они не находились на выпасе. Следовательно, вы должны выплатить закят со всех голов, включая приплод.

 («Тухфат аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).​