Бес фанатизма

Их можно понять: перед ними открылся новый, доселе неведомый мир, и они спешат поделиться истиной, что переполняет их сердца, со всеми окружающими.
Помню, как однажды, идя по школьному коридору, стал случайным свидетелем разговора своих одноклассников. «Достал он меня своей религией», – говорил один, в то время как другой усердно с ним соглашался. И хотя говорили они обо мне, я не подал виду. Не понял я тогда до конца и их состояния. Но сейчас, спустя много лет, осознаю, что доля истины в их словах точно была.
Когда Господь Бог начал знакомить тебя с Исламом, приобщил к намазу, каждая исламская книга, каждая статья в исламской газете, каждый разговор об Исламе превращаются в глоток воздуха, которым ты дышишь.
На школьной перемене мы обсуждали книжку о чудесах Ислама, с фотографиями животных, на телах которых благодаря могуществу Господа появились исламские надписи; урок биологии о теории эволюции человека превращался у нас в битву с учителем в попытках эту теорию опровергнуть, а урок физики – в выяснение подробностей о втором законе термодинамики, которому, как нам казалось, противоречит теория эволюции.
Помню, на один из уроков мы принесли номер исламской газеты, в которой на целом развороте была приведена история Даджала (Антихриста – в христианской трактовке). Пока сторонний преподаватель замещала какой-то предмет, мы с несколькими одноклассниками читали о событиях, свидетельствующих о близости конца света.
Время тогда было такое – тема витала в воздухе. Теракты в стране, военные конфликты по всему миру. США кого-то снова разбомбили, и я в несогласии с их несправедливостью дошёл до того, что даже имена американских учёных писал с маленькой буквы…
Вполне возможно, что в один момент я достал не только некоторых своих одноклассников, но и часть учителей. И вот уже родителей вызывают в школу…
И здесь начинается вторая часть истории. Но прежде сделаем выводы о первой.
Американские учёные, что сделали когда-то свои научные открытия, никакого отношения к американской военщине и развязанной ею войне не имели.
Принижать их достижения и переходить на личности – это глупость.
Спорить на уроках с учителями не есть хорошая практика, достаточно высказать и аргументировать свою позицию, а не пытаться публично опровергнуть преподавателя, выставляя его проигравшим перед всем классом.
Говорить об Исламе с людьми, в то время когда они и слышать тебя не хотят, – только настраивать их против себя и Ислама.
Везде нужна середина. Знаний о том, где её найти и как соблюдать, у тех, кто только приобщился к религии, не бывает. Отсюда вредная и совсем не обязательная фанатичность в их суждениях и действиях.
Вторая часть истории связана с тем, как на всё это реагировать окружающим.
Здесь главное – чтобы борьба с проявлениями крайностей не превращалась в борьбу против Ислама. К сожалению, и такое бывает. Может, сейчас это редкость, но в то время слова «ударился в религию» несли не самый положительный оттенок и некоторыми людьми воспринимались как некое клеймо.
Обеспокоенные родители, не имевшие знаний об Исламе и не одобрявшие внезапного религиозного энтузиазма своего сына или дочери, считали, что лучшее в таком случае – запретить эту самую религию практиковать…
Заканчивалось всё это по-разному. Кто-то, по милости Всевышнего, сумел это давление преодолеть и найти понимание у родных. Другие, встретившись с непониманием и агрессией самых близких людей, теряли к ним доверие и попадали в руки сектантов. Третьи ломались, прекращали совершать намаз, приобщались к светским молодёжным тусовкам, находили отдушину в развлечениях, столь доступных современной молодёжи и столь же для неё губительных.
Поэтому, уважаемые наши родители, дедушки и бабушки, тёти и дяди, учителя и преподаватели вузов, не отворачивайтесь от ваших юных подопечных, если вдруг Господь решил открыть их сердца для Ислама.
Разговаривайте с ними, пусть у них будет возможность делиться с вами всем, что происходит у них на душе. Если для вас изменения, которые происходят в вашем ребёнке, племяннике, ученике, в диковинку, а вопросы, которые его интересуют, кажутся слишком взрослыми или специфическими, обратитесь в муфтият по месту жительства, пригласите на разговор имама, богослова, пусть они помогут вам понять друг друга. И ваш юный подопечный сможет найти ответы на волнующие его вопросы, вы не будете беспокоиться, как бы он в своих духовных исканиях не попал в руки подлых людей. Наконец, его активность можно будет направить в правильное русло, а это улучшит его образование, сделает более нравственным и ответственным. Всё это станет хорошим фундаментом для формирования положительных качеств личности.
И да поможет нам Господь Бог во всех благих начинаниях.
Хамид Асадуллин