поделиться

Выбирайте нравственность

Бесценно и прекрасно всё то, чем наделил Всевышний Свои создания.

Мы не устаём восторгаться возвышенными умами людей, их знаниями, красотой, успехами, талантами, способностями, трудолюбием. Среди неисчислимого многообразия благ, дарованных нам Всевышним, есть особенная, весомая добродетель, называемая благонравием. 

На взгляд автора этих строк, благонравие встречается достаточно редко и является одним из лучших благ после веры во Всевышнего Господа. 
Чаще всего мы проявляем живой интерес к жизни тех, кто посредством своего таланта или определённых способностей отличился внушительным успехом в обществе, материальным богатством. Как правило, мы стараемся найти подход к таким, как мы считаем, успешным людям, стремимся добиться их расположения к себе. 

Людей, следующих в жизни высоким нравственным принципам и ничему более, мы предпочитаем не замечать. 

Между тем никакие достижения и способности, какими бы непревзойдёнными они ни казались, никакие богатства этого мира не несут в себе блага и теряют смысл, если человек игнорирует нравственность. Обнаружится ли польза для организации от деятельности сотрудника в том случае, если он эффективен в профессиональном плане, но склонен, скажем, к предательству? Думается, это зависит от выбранных приоритетов как организации, так и самого сотрудника. Здесь показательны слова Стародума, одного из персонажей комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»: «Так, мой друг; да я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. 

Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения».

Необходимо постоянно стараться воспитывать в себе благой нрав. Сочетание веры во Всевышнего, искреннее следование Его Книге и Сунне Его Пророка ﷺ, проповедовавшего благонравие, и вместе с тем наличие тех вышеперечисленных мирских благ, которыми так восторгается большинство людей, составляют истинную добродетель. 

Известный советский и российский филолог, профессор Дмитрий Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном» пишет, что мудрость – это ум, соединённый с добротой:

«Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости».

Саида Османова