«Пророк ﷺ велел выплатить подаяние разговения после поста Рамадана в виде саха (мера веса, равная примерно 2,5 кг) фиников или ячменя – на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребёнка из числа верующих» (аль-Бухари, Муслим).
Закят уль-фитр необходимо выплатить как за себя, так и за тех, кто находится под вашей опекой и кого вы обязаны содержать.
Те, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считаются бедными и не обязаны платить закят уль-фитр.
Если у человека есть имущество, продав которое он сможет выплатить закят уль-фитр, за исключением дома (его продажа не входит в обязанность), то с него не снимается обязанность по выплате закята уль-фитр. Также стоит отметить, что наличие долга не является препятствием для его выплаты.
Закят уль-фитр выплачивается с тех зерновых культур, с которых необходимо выплатить обязательный закят, – это пшеница, рис, кукуруза, а также финики, виноград, то есть продукты питания, которые наиболее распространены среди жителей этого населённого пункта.
Также можно выплатить закят уль-фитр сыром и молоком тем, у кого они являются основным продуктом питания. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания, то можно отдать с любого из них.
По мазхабу имама аш-Шафии, закят уль-фитр выплачивается зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.
При выплате закята необходимо сформулировать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-фитр за себя, жену, ребёнка и т. д.».
Уполномоченному (вакилю) необязательно делать намерение во время выплаты закята, если уполномочивший его, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.
Обязательным является совершение намерения сердцем, а произнесение намерения вслух является желательным.
Закят уль-фитр отдаётся тем же восьми категориям из числа верующих, которым полагается закят с имущества.
По мнению учёных, достаточно отдать троим из их числа. Имам ар-Рафии считает, что достаточно дать даже одному человеку.
Согласно мазхабу имама аш-Шафии, нельзя выплачивать деньгами. Однако, следуя за учёными мазхаба имама Абу Ханифы, разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости одного саха (по мазхабу имама Абу Ханифы, эта мера равна примерно 4 кг).
Следует также знать, что, по мазхабу имама Абу Ханифы, достаточно отдать полсаха, если закят выплачивается пшеницей или изюмом, то есть приблизительно 1,7–2 кг.
Мусульманские богословы сошлись на том, что время выплаты закята уль-фитр наступает непосредственно с завершением месяца Рамадан, и расходятся только в том, считается ли таковым закат солнца последнего дня месяца, время накануне праздника разговения или восход солнца в день праздника. Но единогласно все учёные сошлись на том, что лучшее время для выплаты закята уль-фитр – перед выходом на праздничную молитву.
Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Пророк ﷺ повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на праздничную молитву» (аль-Бухари).
Закят уль-фитр также можно выплатить в течение месяца Рамадан, не дожидаясь его конца, однако нельзя выплачивать до его начала.
Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух), а до захода солнца праздничного дня без уважительной причины является уже греховным (харам).
Закят необходимо отдать в первую очередь нуждающимся той местности, где он выплачивается. Если таковых не окажется, тогда его можно выплатить в другом месте.
Если в течение месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, где выплачивающий находится в момент захода солнца последнего дня месяца Рамадан.
Адиль Ибрагимов