19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Закят уль-фитр – обязательная милостыня

От Ибн Умара رضي الله عنه передаётся:

«Пророк велел выплатить подаяние разговения после поста Рамадана в виде саха (мера веса, равная примерно 2,5 кг) фиников или ячменя – на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребёнка из числа верующих» (аль-Бухари, Муслим).

Закят уль-фитр необходимо выплатить как за себя, так и за тех, кто находится под вашей опекой и кого вы обязаны содержать. 
Те, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считаются бедными и не обязаны платить закят уль-фитр.

Если у человека есть имущество, продав которое он сможет выплатить закят уль-фитр, за исключением дома (его продажа не входит в обязанность), то с него не снимается обязанность по выплате закята уль-фитр. Также стоит отметить, что наличие долга не является препятствием для его выплаты.
Закят уль-фитр выплачивается с тех зерновых культур, с которых необходимо выплатить обязательный закят, – это пшеница, рис, кукуруза, а также финики, виноград, то есть продукты питания, которые наиболее распространены среди жителей этого населённого пункта. 

Также можно выплатить закят уль-фитр сыром и молоком тем, у кого они являются основным продуктом питания. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания, то можно отдать с любого из них.

По мазхабу имама аш-Шафии, закят уль-фитр выплачивается зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.
При выплате закята необходимо сформулировать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-фитр за себя, жену, ребёнка и т. д.». 

Уполномоченному (вакилю) необязательно делать намерение во время выплаты закята, если уполномочивший его, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произнесение намерения вслух является желательным.
Закят уль-фитр отдаётся тем же восьми категориям из числа верующих, которым полагается закят с имущества.

По мнению учёных, достаточно отдать троим из их числа. Имам ар-Рафии считает, что достаточно дать даже одному человеку.
Согласно мазхабу имама аш-Шафии, нельзя выплачивать деньгами. Однако, следуя за учёными мазхаба имама Абу Ханифы, разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости одного саха (по мазхабу имама Абу Ханифы, эта мера равна примерно 4 кг). 

Следует также знать, что, по мазхабу имама Абу Ханифы, достаточно отдать полсаха, если закят выплачивается пшеницей или изюмом, то есть приблизительно 1,7–2 кг.

Время выплаты закята уль-фитр

Мусульманские богословы сошлись на том, что время выплаты закята уль-фитр наступает непосредственно с завершением месяца Рамадан, и расходятся только в том, считается ли таковым закат солнца последнего дня месяца, время накануне праздника разговения или восход солнца в день праздника. Но единогласно все учёные сошлись на том, что лучшее время для выплаты закята уль-фитр – перед выходом на праздничную молитву.
Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Пророк повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на праздничную молитву» (аль-Бухари).

Закят уль-фитр также можно выплатить в течение месяца Рамадан, не дожидаясь его конца, однако нельзя выплачивать до его начала.
Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух), а до захода солнца праздничного дня без уважительной причины является уже греховным (харам). 

Закят необходимо отдать в первую очередь нуждающимся той местности, где он выплачивается. Если таковых не окажется, тогда его можно выплатить в другом месте.

Если в течение месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, где выплачивающий находится в момент захода солнца последнего дня месяца Рамадан.

Адиль Ибрагимов