17 августа
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Абдуллах ибн Умм Мактум رضي الله عنه – слепой сподвижник Пророка ﷺ

Кто же он – тот, из-за кого Пророк ﷺ получил замечание свыше, и ради которого пришёл ангел Джибриль (Гавриил) عليه السلام с откровением от Господа миров?

Слепой, по поводу которого ниспосланы 16 аятов Корана?

Это Абдуллах ибн Умм Мактум رضي الله عنه– муаззин (оповещающий с минарета мечети о наступлении времени намаза) Посланника Господа r, двоюродный брат матери правоверных Хадиджи бинт Хувайлид رضي الله عنه. Его отца звали Кайс ибн Заид, а мать – Атика бинт Абдуллах. Её называли Умм Мактум («мать сокрытого»), поскольку она родила его слепым.

Абдуллах رضي الله عنه был свидетелем зарождения света веры в Мекке и одним из первых, кому Всевышний раскрыл сердце для принятия истины. Он переносил все преследования язычников и страдал, как и многие другие сподвижники. Его отношение к религии было примером стойкости, несгибаемой твёрдости и самопожертвования. И ни его преданность, ни его вера не ослабли под гнётом курайшитов, наоборот, всё это только увеличило его решимость стойко следовать религии Единого Творца.

Абдуллах رضي الله عنه, безгранично преданный благородному Пророку ﷺ, не упускал ни одной возможности запомнить новые аяты Корана. Его настойчивость иногда могла раздражать, поскольку, стремясь к знаниям, он старался завладеть вниманием Пророка ﷺ в ущерб другим, которых он, по известной причине, не замечал. 

В то время Посланник Божий ﷺ старался сосредоточить своё внимание на призыве к Исламу знатных курайшитов. Однажды, находясь в кругу знати Мекки, среди которых были Утба ибн Рабия, его брат Шайба, Амр ибн Хишам, более известный как Абу Джахль, Аббас ибну Абду ль-Мутталиб, Убай ибну Халяф и другие, Пророк ﷺ стал рассказывать о Творце и следовании Его религии. Ему очень хотелось, чтобы они уверовали во Всевышнего либо перестали преследовать его сподвижников.

В это время к нему подошёл Абдуллах ибн Умм Мактум رضي الله عنه и, не зная, какой важной беседой занят Посланник Господа ﷺ, обратился к нему со словами: «О Посланник Аллаhа ﷺ, научи меня тому, чему Аллаh ﷻ научил тебя». Пророк ﷺ, увидев его, нахмурился и отвернулся, поскольку его внимание было занято знатными курайшитами, которые, как он надеялся, примут Ислам и тем самым окажут помощь в его распространении.

Пророк ﷺ, закончив разговор с ними, собирался вернуться к своей семье, как вдруг почувствовал, что в глазах у него потемнело и кровь стала стучать в висках. Обычно это было признаком ниспослания откровения. В этот раз ему были ниспосланы следующие аяты (смысл комментария): «Он нахмурился и отвернулся оттого, что подошёл к нему слепой. Откуда тебе знать (о Пророк ﷺ), быть может, он (слепой) очистится (от своих грехов) или примет наставление, и оно принесёт ему пользу. Что же касается того, кто не нуждается (в вере и в твоём призыве), то ему ты уделяешь внимание. Но нет на тебе вины, что он не очищается (от своего неверия). А того, кто приходит к тебе, спеша (обрести благое знание и истину) и испытывая страх (перед Господом), ты оставляешь без внимания. Но нет! Это напоминание (Коран). И кто пожелает (понять и получить наставления), вспомнит его. Оно – в досточтимых свитках, возвышенных, чистых, в руках (ангелов) посланцев, благородных и благочестивых» (сура «Абаса», аяты 1–16).
Эти 16 аятов были ниспосланы благородному Пророку ﷺ о его верном сподвижнике Абдуллахе ибн Умм Мактуме رضي الله عنه – аяты, которые продолжают читаться с того времени до сегодняшнего дня и будут продолжать читаться до Судного дня.

С этого дня Посланник Всевышнего ﷺ каждый раз, когда встречал Абдуллаха رضي الله عنه, оказывал ему почтение, говоря: «Приветствую того, из-за которого меня упрекнул Всевышний! Чем я могу помочь тебе?» – сажая его рядом с собой и расстилая для него свою накидку. 

Когда курайшиты стали преследовать благородного Пророка ﷺ и тех, кто уверовал вместе с ним, ещё сильнее, Всевышний позволил им переселение. Ответ Абдуллаха رضي الله عنه был скорым. Он и Мусаб ибн Умайр رضي الله عنه были первыми из сподвижников, кто отправился в Медину. Не забывайте о том, что он был слепым от рождения, однако решился на такое опасное путешествие.

Как только достигли Ясриба (Медины), он и Мусаб رضي الله عنه стали обучать людей, читая им благородное Писание и рассказывая о религии Господа. Когда позднее сам Пророк ﷺ прибыл в Медину, он назначил Абдуллаха رضي الله عنه и Биляля رضي الله عنه муаззинами, которые должны были пять раз в день призывать мусульман к лучшему деянию – намазу.

Биляль رضي الله عنه произносил азан (читается с наступлением времени намаза) к молитве, а Абдуллах رضي الله عنه – икамат (читается непосредственно перед намазом). Иногда они менялись. Во время Рамадана один из них читал азан, чтобы разбудить людей, дабы они могли принять пищу перед началом поста (сухур). Другой читал азан, чтобы объявить о наступлении рассвета и начале поста.

Одна из обязанностей, которую благородный Пророк ﷺ возложил на Абдуллаха ибн Умм Мактума رضي الله عنه, заключалась в том, что он был наместником Медины в его отсутствие. Это происходило более десяти раз, причём один из них – в тот момент, когда Божий Пророк ﷺ со сподвижниками отправились для освобождения Мекки.

После битвы при Бадре (ныне город, расположенный примерно в 130 км от Медины) Пророк ﷺ получил откровение от Всевышнего о высокой степени тех сподвижников, которые приняли участие в сражении, над теми, кто остался дома. Смысл аята заключался в побуждении сподвижников сплотиться вокруг Пророка ﷺ и отказаться от бездеятельности. Это откровение взволновало Ибн Умм Мактума رضي الله عنه. Он переживал, что был лишён высокой степени, поскольку не мог участвовать в сражении по причине слепоты. Обращаясь к Пророку ﷺ, он сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ! Если бы я мог участвовать в сражении, я бы, конечно, это сделал». Абдуллах رضي الله عنه настойчиво молил Всевышнего ниспослать откровение о нём и ему подобных, которые не смогли выйти на битву из-за болезни.

Его молитва была услышана. К вышеупомянутому аяту было ниспослано уточнение о тех, кто не смог принять участие в сражении по причине болезни. Полный смысл аята следующий: «Не равны верующие, которые остаются дома (не участвующие в борьбе на пути Всевышнего), кроме тех, которые имеют вред (слепоту, хромоту и болезнь), и усердствующие на пути Аллаhа ﷻ (рискуя) своим имуществом и жизнью…» (сура «Ан-Ниса», аят 95).

Несмотря на то, что Абдуллах رضي الله عنه таким образом был освобождён от участия в сражениях, он не мог довольствоваться пребыванием дома. Он попросил назначить его знаменосцем мусульман: «Поставьте меня между двумя рядами (сражающихся) и дайте мне знамя. Я буду носить его и защищать, ведь я слепой и не смогу убежать».

В 14-м году хиджры (мусульманского летоисчисления) Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه, будучи правителем мусульман (халифом), решил выступить против огромной персидской армии. Он написал своим наместникам: «Отправьте мне людей на лошадях и с оружием или тех, кто может чем-то помочь. И поспешите». 

Толпы мусульман со всех концов халифата откликнулись на призыв Умара رضي الله عنه и сходились в Медину. Среди них был и слепой воин Абдуллах ибн Умм Мактум رضي الله عنه.

Халиф Умар رضي الله عنه назначил Саада ибн Абу Ваккаса رضي الله عنه главнокомандующим армией, дал ему наставления и простился с ним. 

Когда армия достигла Кадисии, Абдуллах ибн Умм Мактум رضي الله عنه надел на себя кольчугу и был готов к сражению. Он пообещал держать и защищать знамя мусульман или быть убитым в бою.

Сражение продолжалось в течение трёх дней. Эта битва была одной из наиболее тяжёлых в истории Ислама. На третий день мусульмане, по милости Всевышнего, добились победы, после чего одна из величайших империй (империя Сасанидов) в мире рухнула.

Сотни мусульман пали смертью мучеников на поле боя. Среди них был воин и учёный Абдуллах ибн Умм Мактум رضي الله عنه. Он был найден сжимающим в руках древко знамени – таким наиболее почётным образом он встретился со своим Господом.

Адиль Ибрагимов