29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Посланник Господа ﷺ покидает этот мир…

За день до того, как покинуть этот мир, Пророк ﷺ отпустил своих слуг,

раздал в качестве милостыни шесть или семь динаров (золотых монет), которые на тот момент оставались у него, и подарил верующим своё оружие. 

В эту ночь Аиша رضي الله عنها отправила одну из женщин с лампой, попросив: «Капни, пожалуйста, сюда немного масла, чтобы я могла зажечь её». Кольчуга милостивого Пророка ﷺ находилась в качестве залога у одного иудея за 30 сахов (приблизительно 70–80 кг) ячменя. (аль-Бухари) В таком положении пребывал лучший из творений Всевышнего перед уходом в мир иной, ещё раз подтверждая, что этот мир с его богатствами перед Всевышним не имеет никакой ценности.  

Последний день жизни  

Анас ибну Малик رضي الله عنه рассказывает: «В понедельник утром верующие совершали коллективную молитву, стоя за Абу Бакром رضي الله عنها. Вдруг открылся занавес в комнате Аиши رضي الله عنها – на пороге стоял Пророк ﷺ. Увидев, как верующие, стоя красивыми рядами, совершают намаз, он обрадовался и улыбнулся. Абу Бакр رضي الله عنه немного отступил, думая, что Посланник Аллаhа ﷺ желает выйти на молитву». Далее Анас رضي الله عنه рассказывает, что верующие чуть не прервали молитву, обрадовавшись выходу Посланнику Господа ﷺ, но он рукой указал, чтобы завершили намаз. Затем Пророк ﷺ вернулся в комнату и задёрнул за собой занавес. (аль-Бухари) После этого для Пророка ﷺ более не наступило время следующего намаза… 

Когда наступило время «духа» (через некоторое время после восхода солнца), Пророк ﷺ подозвал к себе любимую дочь Фатиму رضي الله عنهاи тихо что-то прошептал ей, отчего та горько заплакала. Затем он снова подозвал её и вновь прошептал что-то, и теперь она радостно засмеялась. Когда её спросили, почему она сначала расплакалась, а потом засмеялась, Фатима ответила: «Пророк поведал мне, что в этой болезни он покинет этот мир, – и я заплакала. Затем он сказал мне, что я первая из его семьи, кто последует за ним, – и я обрадовалась» (аль-Бухари). Также Пророк ﷺ обрадовал Фатиму رضي الله عنها тем, что она будет госпожой женщин в Раю.

Благородная Фатима رضي الله عنها, видя, какие мучения испытывает Посланник Господа ﷺ в последние часы своей жизни, горестно воскликнула: «О, какая печаль видеть моего любимого отца в таком состоянии!» На что Пророк ﷺ успокоил её: «Не будет больше печали для твоего отца после этого дня» (аль-Бухари).

После Посланник Аллаhа ﷺ подозвал к себе внуков Хасана رضي الله عنه и Хусейна رضي الله عنه, поцеловал их и сделал им завещание – о том, в чём для них благо. Также подозвал своих жён и сделал им доброе наставление, напомнил о соблюдении предписаний Всевышнего. 

Вскоре болезнь ещё более усилилась – так проявлялось действие яда, который он вкусил с едой, предложенной некоей иудейкой после сражения при Хайбаре (город на северо-западе Аравийского полуострова в 150 км от Медины). 

Мухаммад ибн Амр передаёт от Абу Салямы رضي الله عنه: «Посланник Аллаhа ﷺ принимал подарки, но не ел ничего из милостыни (закята). Однажды некая иудейка в Хайбаре (ныне город в Саудовской Аравии, севернее Медины) приподнесла Пророку ﷺ мясо  овцы, отравленное ядом. Посланник Господа ﷺ поел, и вместе с ним поели ещё несколько человек, и вдруг он сказал: “Уберите от неё руки, ибо она отравлена!” Вскоре после этого Бишр ибн аль-Бара ибн Марур аль-Ансари умер, и Пророк ﷺ послал за этой женщиной и спросил: “Что побудило тебя к тому, что ты сделала?” Она ответила: ”Если ты пророк, то яд не должен причинить тебе вреда, а если ты просто правитель, я бы избавила людей от тебя”. По велению Посланника Аллаhа ﷺ её казнили, а заболев смертельной болезнью, он сказал: «Я до сих пор страдаю от той еды, которую поел в Хайбаре, и сейчас она порвала мне (жизненно важный) сосуд» (Абу Давуд).

Пророк ﷺ прикрыл лицо частью своей одежды. Затем, убрав её, слабеющим голосом произнёс (это были его последние слова): «Намаз, намаз (берегите ваш намаз) и хорошо относитесь к тем, кто находится под вашей ответственностью», – повторяя это несколько раз. (аль-Бухари)

Госпожа Аиша رضي الله عنها сообщает: «Из милостей Всевышнего, которыми Он одарил меня, – то, что Посланник Аллаhа ﷺ покинул этот мир в моём доме, в мой черёд, у меня в объятиях, и то, что соединил мою слюну со слюной Пророка ﷺ в день его смерти. Ко мне тогда зашёл мой брат Абдуррахман сын Абу Бакра رضي الله عنه, держа в руке сивак (зубная щётка из корня дерева). Посланник Аллаhа ﷺ лежал, прислонившись ко мне, и я увидела, что он смотрит на сивак в руке брата, и поняла, что он хочет взять его. Я спросила его: «Хочешь, чтобы я дала тебе сивак?» Он (утвердительно) кивнул головой. Я протянула ему сивак. Но он был немного жёстким. Тогда я спросила: «Смягчить ли тебе его?» Он опять кивнул головой, чтобы я это сделала. Я взяла сивак, размягчила его зубами и передала Посланнику Аллаhа ﷺ, и он тщательно почистил им зубы. Затем он опустил руку в сосуд с водой и, протирая ею лицо, произнёс: «Ля иляха илля ллах («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаhа ﷻ»), поистине, у смерти есть мучения». Потом он воздел руку к небу и стал говорить: «К наивысшему обществу (пророков и посланников)!» После этого дорогая душа любимого Пророка ﷺ отделилась, и его благословенная рука опустилась на постель» (аль-Бухари).

Известие о кончине Пророка ﷺ распространилось среди его сподвижников. Абу Бакр رضي الله عنه, думая, что состояние Посланника Аллаhа ﷺ улучшилось, отправился в местность Санху к своей семье. Узнав горестную весть, он верхом на коне сразу же прискакал обратно. Зайдя в мечеть и не обмолвившись ни с кем ни словом, он сразу прошёл в комнату Аиши رضي الله عنها. Подойдя к Посланнику Аллаhа ﷺ, он приподнял покрывало, которым было накрыто его благословенное лицо, потом, наклонившись к нему, поцеловал его и заплакал. Затем сказал: «Да будут выкупом за тебя мои родители, поистине, Аллаh ﷻ не даст тебе вкусить смерть дважды, а смерть, которую Он уготовил для тебя, ты уже вкусил». После этого Абу Бакр رضي الله عنه вышел к людям.

В это время Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه, обращаясь к людям, говорил: «Посланник Аллаhа не умер, он отправился к своему Господу подобно тому, как отправился пророк Муса (Моисей) u, и пока Аллаh не покончит со всеми лицемерами, он не умрёт». Абу Бакр رضي الله عنه, обратившись к нему, сказал: «Сядь (успокойся), о Умар رضي الله عنه!» Но Умар رضي الله عنه, находившийся в смятении, продолжал говорить. Абу Бакр رضي الله عنه, увидев, что Умара رضي الله عنه не остановить, обратился к людям. Услышав его слова, они повернулись к нему. 

Абу Бакр رضي الله عنه сказал: «О люди, послушайте! Если среди вас были те, кто поклонялся Мухаммаду ﷺ, то пусть знают, что Мухаммад ﷺ умер. А если вы поклонялись Аллаhу ﷻ, то Аллаh ﷻ – Живой и не умирает!» Затем процитировал аят Священного Корана (комментарии к смыслу 5-го аята суры «Али Имран»): «Мухаммад – только Посланник. Если он умрёт или будет убит, что же вы – обратитесь вспять (отречётесь от Ислама)?»

Ибну Аббас رضي الله عنه рассказывает: «Казалось, что, пока Абу Бакр رضي الله عنه не прочитал этот аят, люди будто и не знали о его ниспослании. А потом все стали читать этот священный аят, и все, кто слышал, стали повторять его.

Умар رضي الله عنه говорил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, как только я услышал от Абу Бакра رضي الله عنه, я понял, что это истина. Эти слова поразили меня настолько, что меня не удержали ноги и я упал на землю, ибо тогда я понял, что Пророк и в самом деле умер» (аль-Бухари).

Адиль Ибрагимов