20 апреля
2024 года
поделиться

Когда дозволяется не соблюдать пост

Рассмотрим вопрос, когда же человеку дозволяется не соблюдать или нарушить пост – ввиду разных обстоятельств.

Причинами такого послабления для верующего могут быть  болезнь, путешествие, принуждение (икрах), беременность, грудное вскармливание, голод и жажда, из-за которых можно умереть, а также старость.

Рассмотрим каждую из причин по отдельности.

1. Наличие болезни является той причиной в религии, которая дозволяет человеку отпустить пост. К примеру, когда пост может привести к ослажнению состояния больного человека или к смерти.

2. Допускается нарушить пост беременной и кормящей грудью женщине по причине опасения как за собственное здоровье, так и за благополучие ребёнка. 
Кормящей грудным молоком дозволяется выпить лекарство, расслабляющее желудок ребёнка, по совету врача. В хадисе Посланника Аллаhа r сказано: «Поистине, Всевышний снял обязанность с путника (мусафира) в соблюдении поста и половину намаза (имеется в виду сокращение четырёхракаатных намазов), а с беременной и кормящей женщины – пост» (ат-Тирмизи).

3. Страх также рассматривается в качестве причины для несоблюдения поста, однако при соблюдении следующих условий: 
а) человек, опираясь на предшествующий опыт, должен быть уверен, что пост может навредить ему; 
б) его опасение должно быть подтверждено врачом-мусульманином, имеющим опыт в подобных вопросах и обладающим благочестием. То есть врач должен иметь опыт в лечении подобных заболеваний и не предаваться явным грехам. 

4. Чрезмерные голод и жажда, которые могут привести к лишению жизни, разума или осложнениям в функционировании некоторых органов. Важно, чтобы голод и жажда не были следствием утомления и выполнения изнурительной работы. В случае же если человек нарушит пост по причине изнурительного труда, который привёл к губительной жажде или голоду, он обязан возместить пост, выплатив каффарат (штраф). 

5. Путник также имеет право не поститься, если его путешествие началось до начала поста, то есть до наступления утренней молитвы. В случае если он вышел в путь после наступления утренней молитвы, то ему запрещено несоблюдение поста. Поститься путнику всё же предпочтительнее, если это ему не вредит. И это в том случае, когда большинство его товарищей соблюдают пост и у них не было общего имущества для пропитания, собранного ими в начале поездки. Делается это всё для того, чтобы он соответствовал их всеобщему мнению. 

6. Дозволяется несоблюдение поста немощным старым мужчинам и женщинам по причине их возраста. Но они обязаны выплачивать фидья (выкуп) за каждый пропущенный день по 1,8 кг зерна или же выплатить стоимость фидья деньгами. Но всё это при условии, что их немощность продлится до их смерти, иначе они обязаны возместить пост. Так же и человек, который дал обет поститься всю оставшуюся жизнь, но по причине занятости – зарабатывая средства к существованию – не может продолжать поститься, он тоже может не поститься, но выплачивает фидья (выкуп), если убеждён, что не сможет возместить пост. 

Если же человек, которому дозволено выплачивать фидья, не будет иметь средств для её выплаты по причине бедности, нищеты, тогда он должен просить Всевышнего простить его. 

Человек не обязан завещать наследникам возмещать его штрафы (каффараты), если при смерти у него была уважительная причина не поститься. Например, если человек болел десять дней из месяца Рамадан, не постился по этой причине и умер от этой болезни, так и не вылечившись, в этом случае он не обязан завещать выплатить штрафы за эти дни, так как у него не было возможности возместить эти посты. Иной случай – человек, который дал обет, что непременно будет поститься целый месяц, когда выздоровеет, затем он выздоровел на один день и снова заболел – в этом случае он обязан завещать накормить бедняков за целый месяц. 

Сама фидья (выкуп) выплачивается только за посты. Если человек обязан выплатить фидья по причине несоблюдения клятвы, но не располагает необходимым имуществом и при этом он немощный старец, то он может не выплачивать его вовсе.

Не является условием при возмещении постов соблюдение последовательности, то есть непрерывность. Но всё же одобряется возмещать все посты подряд и не откладывать, спеша тем самым к благу и освобождению своей души от обязательств перед Всевышним. Если же наступил следующий месяц Рамадан, то человек должен поститься в течение наступившего месяца. И, согласно мазхабу имама Абу Ханифы, не отдаётся фидья из-за откладывания возмещения поста предыдущего Рамадана.

Мухаммад-фарук Азимов