08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Сказать «Я НЕ ЗНАЮ» – половина знания

Некоторые люди стесняются того, что окружающие могут счесть их не имеющими религиозных знаний.

Чтобы скрыть своё невежество в той или иной области, такие люди спешно начинают отвечать на любой вопрос, несмотря на то, что совершенно не разбираются в теме. 

Таким образом, они своими ответами, «фетвами» вводят людей в заблуждение, а себе зарабатывают большой грех. Мы можем понять, когда на такие вопросы отвечает человек, который хотя бы немного обучался в медресе и изучал религию, ему может быть стыдно не знать ответ на вопросы по религии. Но когда человек, вообще не имеющий отношения к религиозным знаниям, спешит отвечать на сложнейшие вопросы по религии, это уму непостижимо. 

Особенно часто это явление наблюдается в социальных сетях, где каждый пользователь имеет полную волю, свободу слова и может писать всё, что ему взбредёт в голову. На любой религиозный вопрос вы можете получить в социальных сетях пёстрые «фетвы» от различных пользователей, которые не имеют ни малейшего понятия об этом вопросе. 

Многие это понимают, но, тем не менее, несмотря на абсурдность поиска ответов на религиозные вопросы в соцсетях, продолжают обсуждать их в интернете. Это стало серьёзной проблемой для мусульманского общества.

Муфтияты создают отделы фетв, куда любой человек может отправить интересующий его вопрос по религии. С этой же целью был создан отдел вопрос-ответ в редакции «Ас-салама», но некоторые пользователи по-прежнему предпочитают задавать вопросы в соцсетях, а многочисленные «учёные» спешат отвечать на них и выдают свои эксклюзивные «фетвы», не имеющие отношения к истине. Таким образом, эти люди сами заблуждаются и вводят в заблуждение других.

От Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Поистине, Аллаһ не станет забирать знание, просто забирая его у людей, но будет отнимать его, забирая знающих учёных (алимов), а когда Он не оставит ни одного знающего, то люди начнут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а они будут выносить решения (по религиозно-правовым вопросам), не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других» (аль-Бухари, Муслим). 

Может ли человек выносить решение (фетву) по неизвестному ему религиозному вопросу? 

Нет, согласно религиозным нормам, подобный человек не имеет права выносить решения (фетвы) и отвечать на религиозные вопросы, если у него нет соответствующих знаний. Человек, выдавший фетву без знания вопроса, заработает такой же грех, какой совершит тот, кто последовал его решению.

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Господа ﷺ сказал: «Кто даёт фетву без знания, тот понесёт на себе бремя греха того, кому он её дал» (Абу Давуд).

Сам Пророк ﷺ не стыдился говорить: «НЕ ЗНАЮ» по тому или иному вопросу, ожидая откровения от Всевышнего. Так же поступали и его сподвижники, в числе которых был Абдуллах ибн Аббас رضي الله عنه, обладая океаном знаний.

Со слов аз-Зухри передают, что Тавус сказал: «Однажды я сказал Абдуллаху ибн Аббасу رضي الله عنه: «Люди рассказывают, что Пророк призвал людей совершать в пятницу полное омовение (гусль), даже если они не находятся в состоянии полного осквернения, мыть голову и использовать благовония». На что Ибн Аббас رضي الله عنه сказал: «Касаемо полного омовения, то это верно, а что касается благовоний, то об этом я не знаю» (аль-Бухари, Муслим).

Лучшие люди нашей общины Мухаммада ﷺ, которые жили после сподвижников, великие имамы и учёные тоже следовали этому пути и на многие вопросы, относительно которых у них не было полных знаний, говорили: «НЕ ЗНАЮ». Имам Аш-Ша‘би говорил: «Сказать «НЕ ЗНАЮ» – это половина знания».

Однажды к имаму Малику издалека прибыла группа людей в надежде получить ответы на свои вопросы. Однако имам сказал, что из сорока заданных ими вопросов на 36 он не знает ответа.

Они сказали: «О имам, мы приехали издалека, оставив позади долгий путь, чтобы ты развеял наши сомнения в этих вопросах, и что же мы скажем тем, кто ждёт этих ответов?» Имам ответил: «Вы скажите им, что Малик НЕ ЗНАЕТ».

Однажды имаму Абу Юсуфу (одному из известных учеников имама Абу Ханифы), который был верховным судьёй халифата во время правления халифа Харуна ар-Рашида, задали вопрос, на который он ответил: «Я НЕ ЗНАЮ». Тогда спрашивающий сказал: «Ты получаешь содержание из государственной казны и не можешь ответить на вопрос?» В ответ Абу Юсуф объяснил, что лучше не отвечать на вопросы, чем давать неправильные или сомнительные ответы, и добавил: «Из государственной казны я получаю в соответствии со своими знаниями. Если бы я брал деньги за то, чего не знаю, то мне бы не хватило всей государственной казны».

Яхья ибн Саид передаёт, что Абдуллах ибн Мас‘уд رضي الله عنه сказал: «Тот, кто выносит людям фетву (решение) относительно всего того, о чём спрашивают его, является сумасшедшим» (аль-Байхаки).

Пусть же нашей привычкой станет честность перед самими собой и другими людьми, ибо ответ «я не знаю» лучше для спрашивающих, чем ответ, который мы даём, не имея на то достаточных знаний. Это относится не только к вопросам религии, но и ко всем вопросам в жизни человека. 

Нурмухаммад Изудинов