Шутки – за и против

От Абдуллаха ибн Умара رضي الله عنه передаётся, что Посланник Господа ﷺ сказал: «Самый любимый из людей для Аллаhа ﷻ тот, кто больше всех полезен людям, а самое любимое благодеяние для Аллаhа ﷻ – радость, которую ты приносишь верующему…» (ат-Табарани).
Пророк ﷺ часто улыбался и шутил со своими сподвижниками и членами семьи, детьми.
Абдулла ибну ль-Харис رضي الله عنه рассказывал: «Я не видел никого более улыбчивого, чем Посланник Аллаhа ﷺ» (ат-Тирмизи).
От Абдуллаха ибн Умара رضي الله عنه и Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что сподвижники как-то спросили Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаhа ﷺ, ты шутишь с нами?» На что Пророк ﷺ ответил: «Поистине, я шучу, но не говорю ничего, кроме правды» (ат-Тирмизи, ат-Табарани).
Махмуд ибн ар-Раби رضي الله عنه рассказывал: «Я помню, когда мне было пять лет, как однажды Пророк ﷺ брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра» (аль-Бухари).
Имам Бадруддин аль-Газзи сказал: «Что касается шуток мужчины со своими жёнами и хорошего отношения к ним, то это является качеством посланников и нравом пророков».
Но, собираясь пошутить, мы не должны забывать об этикете, дабы не перейти границы дозволенного и не превратить шутку, которая должна вселять в душу радость и хорошее настроение, в грех, очерняющий сердце.
Недопустимо использовать в шутках ложь и рассказывать небылицы.
Муавия ибну Хайда رضي الله عنه слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжёт, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!» (Абу Давуд).
Такого рода ложь и небылицы часто присутствуют в анекдотах, изображениях и видеороликах, которые гуляют на просторах Интернета. Так, ради забавы известным личностям приписывают смешные высказывания, которых они не говорили, и т.п.
Запрещено пугать и причинять страх кому-либо даже в шутку. Порой некоторым людям от безделья хочется позабавиться, и они делают ложные вызовы в специализированные службы, сообщая о нахождении взрывчатых веществ и т. п. в школах, каких-либо учреждениях, беспокоя тем самым огромное количество людей и пугая их.
Сегодня также стремительно набирают популярность так называемые пранки, когда некоторые личности ради собственной популярности разыгрывают людей, ставя их в неудобное положение, пугают различными способами, фиксируя их реакцию на камеру, а затем выставляют на всеобщее обозрение. Они пытаются оправдать свои действия тем, что делают это ради шутки, ради смеха, но это является грехом, за который они будут отвечать в Судный день.
Излишество в шутках также является порицаемым, их необходимо использовать в меру.
От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Не смейся много, ибо, поистине, обилие смеха умерщвляет сердце» (Ибн Маджах).
Имам ан-Навави сказал: «Учёные говорили, что запретными являются такие шутки, в которых присутствует излишество и делается это постоянно. Они делают грубыми сердца, отвлекают от поминания Господа и зачастую приводят к причинению обиды, порождают ненависть и приводят к утрате достоинства. Если же в шутках нет упомянутого, то нет в них и запрета. Посланник Всевышнего ﷺ иногда шутил для пользы и для того, чтобы привести в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства. Шутить подобным образом никак не запрещается, напротив, это сунна и является желательным действием».
Абдулла абдулкеримов