Ответы на вопросы от 015.04.2021 (по Шафии)
якобы качественно не меняются со временем?
Пренебрежительное отношение к маркировке продуктов путём перебивания дат срока годности запрещено, так как это обман и введение в заблуждение потребителей.
Передаётся от сподвижника Абу Хурайры t, что однажды Посланник Аллаhа r, проходя мимо (выставленной на продажу) кучи зерна, погрузил руку внутрь неё и ощутил сырость. Он спросил: «Что это, о хозяин?» Тот ответил: «Его попортило небо, о Посланник Аллаhа r (то есть зерно намочил дождь)». Пророк r воскликнул: «Так почему же ты не положил (подмоченное) сверху, чтобы людям всё было видно?! Тот, кто обманывает, не из нас!» (Муслим).
Нечестность продавцов, меняющих даты срока хранения продуктов по своему усмотрению, ставит под угрозу безопасность здоровья и жизни потребителей, так как почти все продукты имеют срок годности. В хадисе Пророка r говорится: «Не причиняй вреда ни себе, ни другим» (Ибну Маджах). («Хашия аш-Шабрамаллиси»)
Можно ли обменивать животное на животное?
Разрешено совершать обмен одного животного на другое (корову – на корову или быка – на двух баранов и т. п.). Также дозволено менять рыбу на другую живность, даже если она очень мелкая, например, размером с палец.
Животных, которых запрещено продавать, поскольку они относятся к нечистым, обменивать запрещено, например, менять собаку на собаку или на чистое животное, например, собаку на барана и т. д.
Запрещено менять животное на мясо животного того же или другого вида, независимо от того, дозволено к употреблению это мясо или нет. («Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб», «Тухфат аль-Мухтадж», «Минхадж ат-Талибин»)
В каких случаях дозволяется расторгнуть сделку купли-продажи после её заключения?
Торгово-деловые сделки делятся на две категории: те, что можно расторгнуть в одностороннем порядке (акд аль-джаиз), и те, что возможно расторгнуть лишь в двустороннем порядке (акд аль-лязим). Сделка купли-продажи, заключённая в соответствии с нормами религии, относится ко второй категории и не расторгается в одностороннем порядке. Однако обе стороны, заключившие сделку, могут использовать право на расторжение договора (аль-хияр). Данное право подразделяется на несколько видов:
1. Хияр аль-маджлис – этим правом можно воспользоваться, пока обе стороны, заключившие сделку, находятся на месте её заключения. Хияр означает «выбор», а маджлис дословно переводится как «собрание», в данном контексте – «место заключения сделки». То есть любой из них имеет право расторгнуть сделку в устной форме, сказав: «Я расторгаю сделку» или «Я аннулирую сделку» и т. п.
2. Хияр аш-шарт – это право на расторжение сделки со сроком до трёх дней, предоставленное обеим сторонам договора (продавцу и покупателю) или одному из них. Это условие должно быть обговорено во время заключения договора сделки.
Этого права обе стороны автоматически лишаются спустя три дня. По окончании данного срока сделка считается законной и её нельзя расторгнуть. То есть заключающие договор стороны могут воспользоваться правом расторгнуть сделку в течение трёх дней на случай, если один из них передумает и решит вернуть товар или забрать деньги. Данное право расторжения не распространяется на сделки, в которых есть вероятность совершения ростовщичества (риба), такие как купля-продажа золота, серебра, продуктов питания, зерна за зерно и т. д., а также на вид торговли «салям» (договор поставки с авансовым платежом).
3. Хияр аль-айб – право расторжения сделки по причине обнаружения недостатка. Этим правом могут воспользоваться обе стороны, если обнаружили в товаре недостаток, уменьшающий его стоимость. Таким образом, под хияр аль-айб подразумевается право аннулирования сделки при обнаружении брака. Чтобы воспользоваться им, покупатель должен объявить о наличии недостатка сразу же после его обнаружения. При этом ему нельзя пользоваться данным товаром или оплатой, иначе он лишится этого права. («Минхадж ат-Талибин»)
Достаточно ли заключения одного врача относительно послаблений в поклонении Всевышнему (ибадате)?
Во всех вопросах поклонения Всевышнему, помимо хаджа, достаточно заключения одного компетентного врача. Так, например, если врач запретит пациенту использовать воду для ритуального омовения, то ему необходимо выполнять таяммум. Если врач скажет, что в целях лечения намаз следует совершать лёжа, то пациент так и должен его выполнять, а не стоя (киям – положение стоя, это рукн (составная часть) намаза, его выполнение нельзя игнорировать, если нет обоснованной причины), следуя рекомендациям своего лечащего врача.
Но для подтверждения недееспособности человека совершить самостоятельно паломничество (хадж) необходимо заключение двух компетентных врачей или понимание человеком собственного бессилия совершить хадж.
Также предпочтительно, чтобы заключение о неспособности человека соблюдать пост дали два врача, во избежание полемики между учёными-богословами, так как по этому поводу имеются разные точки зрения.
Предпочтительно, чтобы врач был благочестивым, набожным человеком. Тем не менее, допустимо консультироваться у небогобоязненного врача или приверженца других религиозных конфессий, заключение которых вызывает доверие. В любом случае врач должен быть компетентным.
Имам Сулейман аль-Буджайрими пишет: «Довериться неблагочестивому врачу, например, ненабожному или иноверцу, достаточно, если человек предполагает, что он говорит правду. Ведь решение основано на доверии, а не на благочестии».
Если человек сам является врачом и может поставить себе диагноз, то нет необходимости в рекомендации другого врача.
Сильная боль – достаточный аргумент для преждевременного разговения во время обязательного поста, даже если нет для этого врачебного заключения. Но, тем не менее, лучше предварительно проконсультироваться с врачом – из-за наличия полемики среди богословов по этому вопросу. («Шарх аль-Махалли» с субкомментариями имама аль-Кальюби, «Хашия аль-Буджайрами», «Умадт аль-Муфти валь-Мустафти»)