01 июля
2022 года
поделиться
Категория: История

Монеты Аббасидов

В 132 году хиджры династия халифов из рода Омейядов пала в результате придворной борьбы за власть верхушки арабского общества, ошибок в управлении экономикой государства, вызвавших крестьянские

восстания, и борьбы неарабского населения халифата с арабскими завоевателями.

Особую роль в свержении халифа сыграли народы Средней Азии и Ирана. Борьба за власть в халифате проходила под религиозными лозунгами. Халифов из рода Омейядов обвиняли в незаконности их правления и требовали вернуть халифскую власть потомкам Пророка Мухаммада ﷺ. 
На власть в халифате претендентов хватало, и они в борьбе за халифский престол активно действовали, посылая в провинции специальных агитаторов, проводивших пропаганду среди мусульман и призывавших к восстанию. Лозунгом восставших стал призыв к верующим присягнуть на верность новому халифу из «дома Пророка ﷺ». 

Вблизи столицы провинции Хорасан города Мерва в 130 году хиджры «доверенное лицо семьи Пророка ﷺ» Абу Муслим, происходивший из крестьян, поднял восстание и собрал армию, которая под его руководством из глубин Средней Азии прошла через территорию современных Ирана и Ирака и вышла в Малую Азию к побережью Средиземного моря. По пути движения, продолжавшегося два года, восставшие громили встречающиеся на пути войска последнего халифа из рода Омейядов Марвана.

Халиф Марван в ходе борьбы с восставшими в целях обеспечения безопасности переселил членов омейядского дома из столицы халифата Дамаска в город Харран, объявив его новой столицей. Но это их не спасло, и после захвата Харрана восставшими многочисленные представители рода Омейядов были казнены. Спаслись немногие. Абд ар-Рахман I из рода Омейядов, сосланный в Аль-Андалуз (современную Испанию), в 138 году хиджры основал там новую династию. О нём, его потомках и их монетах расскажем отдельно. 
Приход к власти халифов из рода Аббасидов нашёл отражение в монетах. Они, как и при Омейядах, чеканились на разных монетных дворах халифата: из золота – динары, из серебра – дирхемы, из меди – фельсы. При сохранении общей концепции монетных легенд тексты на дирхемах претерпели незначительные, но вполне зримые изменения.

Так, на аверсе монет легенда как в центре, так и в круговой надписи осталась неизменной. Монетная легенда реверса сохранила круговую надпись, но в центре изменилась. Калима стала более лаконичной и оформлялась в три строки: «Мухаммад Расул Аллаh» – «Мухаммад Посланник Аллаhа», тогда как на монетах Омейядов надпись была другого содержания и гласила: «Аллаh Един, Аллаh Вечный, не родил и не рождён, и не равен Ему ни один» – и была оформлена в четыре строки. 

Из четырёх надписей на дирхеме (двух центральных и двух круговых) только одна круговая надпись с выпускными данными имеет светское содержание, остальные – религиозное. Более того, из трёх религиозных надписей две связаны с главным исламским постулатом – единобожием. Судя по содержанию надписей на дирхемах, в халифате большое значение придавалось укреплению позиций Ислама, который являлся главным идеологическим оплотом государства, особенно на завоёванных территориях, где местные народы до прихода Ислама исповедовали другие религии, в том числе многобожие.  

С этим же связано и отсутствие на омейядских дирхемах имени халифа, что было и осталось традиционным и в начале правления халифов из рода Аббасидов, чеканивших анонимные дирхемы и динары.

Следовательно, в раннем халифате религиозный фактор превалировал над политическим, халифат воспринимался прежде всего как религиозная держава, халифы были заместителями и продолжателями дела Пророка Мухаммада ﷺ.  

Монеты с подобной монетной легендой, не содержащей имя правившего халифа, чеканились до времени халифа аль-Мутасима (218 год хиджры). Но одновременно с такими дирхемами, уже при втором халифе – эль-Мансуре (с 136 года хиджры), в денежный оборот поступают монеты, на которых указывается имя правящего халифа и имена его наследников. Аль-Мутасим был первым халифом, разместившим своё имя на нижней строке реверса монеты, где и размещали свои имена все последующие халифы. 

Со временем на реверсе монет добавилась ещё одна строка ниже имени халифа. Там стали чеканиться имена правителей разных областей и провинций халифата.

Например, размещение на монете имени важного должностного лица даёт нам дирхем халифа,
Харуна аль-Рашида, отчеканенный в столице халифата, городе Мадинат ас-Салам (территория современного Багдада).
В нижней, четвёртой строчке на реверсе монеты – имя Джафар. Это имя визиря халифа из рода Бармакидов на монетах халифа Харуна аль-Рашида. Да-да, халиф Харун аль-Рашид и его визирь Джафар впоследствии стали героями сказок из книги «Тысяча и одна ночь», поэтому сегодня их имена знают все.

При изучении монет халифата поражает большое количество монетных дворов. В первую очередь это говорит о наличии большого количества специалистов, владеющих специальными знаниями и опытом работы с металлом. Это плавильщики, резчики штемпелей, руководители монетных дворов, способные организовать производство, добиться поразительного качества выпускаемых монет, идентичных по весу, оформлению и качеству металла.

Не поддаётся воображению и количество отчеканенных монет. Судя по объёму монет, дошедших до нашего времени, оно было огромно.
Обеспечение монетных дворов непрерывным потоком сырья, начиная со времён Омейядов, продолжилось и при Аббасидах. В рудниках халифата разрабатывали руду и поставляли добытое серебро на монетные дворы. Те чеканили монеты и поставляли их халифу или губернаторам провинций.

Это происходило по всей территории халифата непрерывно.

Куфические дирхемы, а именно они – серебряные дирхемы, а не золотые динары, массово вышли за пределы мусульманского мира и стали мировыми деньгами того времени, обслуживая мировую торговлю Азии, Европы и Африки. Отчеканенные монеты в огромных количествах вывозились за пределы халифата купцами. И сегодня клады этих когда-то вывезенных с территории халифата куфических дирхемов продолжают открываться как на территории России, так и в других странах Восточной Европы и Скандинавии.

О количестве отчеканенных монет говорит и такое историческое событие, как «серебряный кризис», наступивший в мусульманском мире в XII веке. В Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, то есть на всей территории халифата действующие серебряные рудники истощились. На монетные дворы перестало поступать серебро. Чеканить серебряные монеты стало не из чего. Всё ранее добытое серебро, перечеканенное в куфические дирхемы, было вывезено в Европу и там осталось. 

За что арабские купцы заплатили такое количество серебряных монет и что они вывезли к себе в халифат из Европы, сегодня точно неизвестно. Историки продолжают об этом спорить.

Серебряный кризис не привёл халифат к экономическому упадку, но вывозить в Европу стало больше нечего. К тому же после гражданской войны между сыновьями халифа Харуна аль-Рашида за отцовский престол золотой век халифата пошёл к закату. Победивший аль-Амина его брат аль-Мамун вынужден был расплачиваться за свою победу с теми, кто поддержал его в войне. Так на территории Хорасана появились династии Сафаридов, Тахиридов, Самонидов.

С середины III века хиджры халифы стали предоставлять, а иногда были просто вынуждены предоставить, право чеканки монет правителям провинций. Сначала медных фельсов, а потом и серебряных дирхемов. В халифате усилились центробежные процессы. Правители областей содержали собственные армии, оставляли себе собранные налоги, откупались от халифа только дорогими подарками и делали всё возможное, чтобы стать самостоятельными. Постепенно халифат дробился на отдельные владения. Правители стали передавать власть на подвластную им территорию по наследству. При этом связующим звеном оставалась религия, и именно в ней роль халифа как религиозного лидера оставалась неизменной.
Оставались неизменными и традиции чеканки куфических дирхемов, на которых имя халифа продолжало чеканиться выше имени главы местной династии. 

Анатолий Рожук