29 марта
2024 года
поделиться

Призыв к молитве

История появления азана Оглашение азана (призыва к совершению молитвы) стало шариатским решением в первом году по хиджре (хиджра – переселение мусульман из Мекки в Медину).

Абу Давуд рассказал (хадис): «Когда Пророк ﷺ поселился в Медине, мусульмане испытывали некоторые неудобства в определении времени наступления намаза. Посланник Господа ﷺ долго думал, как собрать всех людей на намаз. Один из сподвижников предложил вывешивать флаг, тем самым подавая знак, но Пророк v не согласился с этим вариантом. Другой предложил дуть в большую трубу, но и это Любимец Всевышнего ﷺ отверг, так как в этом было уподобление иудеям. Отверг также и колокол – по причине схожести с христианами.

Абдуллах бин Зайд رضي الله عنه заметил, что Пророк v пребывает в беспокойстве из-за этого. И в ту ночь ему приснился сон, в котором он увидел человека, держащего в руках зурну. Абдуллах رضي الله عنه спросил: “Не продашь ли мне эту зурну?” – “Зачем тебе она?” – поинтересовался незнакомец. “Я буду извещать людей о наступлении времени намаза”, – ответил Абдуллах رضي الله عنه. Тогда человек сказал, что научит его лучшему способу оповещения, и подсказал прочитать слова: “Аллаhу Акбар…” (текст азана). 

Утром Абдуллах رضي الله عنه рассказал Пророку ﷺ свой необычный сон, на что тот сказал: “Этот твой сон – истина”. Тут же он послал Абдуллаха رضي الله عنه к Билалу رضي الله عنه, чтобы тот огласил азан, ибо голос у него был более звучный, чем у Абдуллаха رضي الله عنه

Когда Билал رضي الله عنه огласил азан, пришёл Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه, он сказал Пророку ﷺ: “Клянусь Господом, пославшим тебя с истинной религией, я тоже слышал во сне этот азан”. Пророк Мухаммад ﷺ воздал хвалу Аллаhу ﷻ».

Достоинства азана

В азане утверждается вера в Единого Господа и свидетельство о вере в Пророка Мухаммада ﷺ. Напоминается, что намаз – это спасение. 
Абу Хурайра رضي الله عنه передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Если бы люди знали о достоинстве оглашения азана и нахождения в первом ряду коллективного намаза, то они через жребий стали бы бороться за это» (аль-Бухари, Муслим).

Ибн Умар رضي الله عنه передал от Пророка ﷺ: «Грехи оглашающего азан (муэдзина) смываются до того, как он завершит чтение азана, и всё живое и неживое, услышавшее азан, просит Всевышнего о смывании его грехов» (Ахмад).

Решения об азане и икамате

Оглашение азана и чтение икамата (призыв к непосредственному совершению намаза) являются усиленной сунной (очень желательным действием) для мужчин перед каждой обязательной молитвой, будь то своевременная или возмещаемая, совершаемая коллективно или в одиночку, находясь в пути или дома, в любом месте. Как передано от Ибн Умара رضي الله عنه, нежелательно (карахат) женщинам оглашать азан и икамат.

Читается азан лишь на арабском языке.

Муэдзин, оглашающий азан, должен:

1) быть богобоязненным, праведным, знающим желательные составляющие азана;
2) знать время намазов;
3) азан читать стоя;
4) быть в омовении, как в большом, так и в малом;
5) стоять по направлению к Каабе;
6) приставить указательные пальцы к ушам, так как это способствует более громкому чтению, повышению голоса;
7) поворачивать голову направо при произнесении слов «хаййа аля ссалят» и налево – при словах «хаййа аля ль-фалях»;
8) выжидать некоторое время между оглашением азана и чтением икамата, дабы собрались молящиеся для коллективного совершения намаза, с учётом желательного времени совершения каждого намаза;
9) не разговаривать во время азана; если же произнёс слова или ответил на приветствие, то желательно огласить азан заново.
Нежелательно оглашать:
1) тому, кто без омовения (большого и малого);
2) ребёнку, не достигшему возраста понимания (6–7 лет). Некоторые учёные сошлись во мнении, что его азан не засчитывается;
3) сумасшедшему;
4) пьяному;
5) женщине;
6) нечестивому (грешнику);
7) сидящему.
Нежелательно также оглашать азан и икамат в городе в пятничный день для обеденного намаза.
Что касается случая, когда есть несколько пропущенных намазов и возмещаются они в одном месте, желательно огласить азан и для каждого намаза прочитать икамат, то есть нежелательно не произносить икамат перед каждым из них.

Услышавшему икамат также желательно повторить каждую фразу за муэдзином. При этом после слов «кад камати-ссалату» необходимо сказать: «Акама-хАллаhу ва адамаха». 

Очень важно проявлять уважение (этику) к азану: услышав его, остановиться и отвечать на него, повторяя за муэдзином, а по завершении прочитать мольбу. Есть высказывания учёных, где говорится, что не обращающий внимания на азан и не отвечающий на него рискует покинуть этот мир без веры. Да убережёт нас Всевышний от этого! 

(«Хашияту Тахтави»)

Мухаммад-фарук азимов