Интернетные «знатоки»
Правдин. – География.
Г-жа Простакова (Митрофану). – Слышишь, георгафия.
Митрофан. – Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). – И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.
Правдин. – Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). – А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. – На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. – Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Смысл приведённого диалога между героями комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» в наше время вполне уместно интерпретировать применительно к сети Интернет. Ведь почти для всех: и для детей, и для взрослых, Сеть давно уже превратилась в некоторой степени в «извозчиков» из «Недоросля». Мы, точно так же как помещица Простакова, уравниваем «извозчика» и «географа», определяя их по глубине научных знаний на одну и ту же ступень. Более того, позволяем себе отстаивать свою точку зрения по вопросам, ответы на которые получили в Интернете, чаще всего не задумываясь о достоверности предложенной информации.
Теперь давайте представим себе, что кто-то из нас планирует путешествие по какой-нибудь стране, допустим по Турции, но при этом у него нет возможности обратиться к «извозчику», и рассчитывать приходится исключительно на свои знания. Замечательно, если ему есть на что опереться (согласитесь, ведь приятно оказаться в тех странах, о которых много знаешь). В обратном же случае он не сможет рассказать более подробно об истории страны, в которой желает побывать, о её полезных ископаемых, о преимуществах, не сможет показать эту страну на карте. Таким образом, в определённых ситуациях мы, так или иначе, становимся зависимы от Сети.
Следует отметить, что полное доверие к Сети превращает нас в заложников всевозможных заблуждений. Так, мимолётно узнав что-то из Интернета, мы гордо относим себя к «знатокам» самых разных вопросов из самых разнообразных областей знаний. Поэтому важно понимать, что знания, полученные из Сети, никак не могут быть равны научным экспертным знаниям и не равны тем знаниям, которые мы получаем в процессе обучения.
Cаида Османова
Комментарии (1)