25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ибн аль-Джавзи – великий учёный, проповедник

Имам, учёный, аскет, хафиз, историк и проповедник Абдуррахман ибн Али ибн Мухаммад аль-Кураши, потомок великого сподвижника Абу Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه, известный как Абу аль-Фарадж ибн аль-Джав

родился в Багдаде в 1117 году (511 году по хиджре – мусульманскому летоисчислению).

Отец Ибн аль-Джавзи умер, когда тому было всего лишь три года, и его воспитывали мать и тётя (сестра отца). Они хорошо заботились о нём, дали ему прекрасное воспитание. 

Когда Ибн аль-Джавзи подрос, тётя, заметив в нём смышлёность и проницательность, отправила его в мечеть к Мухаммаду ибн Насиру аль-Хафизу, который приходился мальчику дядей со стороны матери. 

С этого времени он не разлучался с шейхом Ибн Насиром, обучался у него, узнавал от него хадисы. Говорят, что получать уроки Ибн Насира по хадису Ибн аль-Джавзи начал в 516 году по хиджре, когда ему было около пяти лет. 

Имущество, богатство, бизнес, которые оставил отец в наследство, дали мальчику возможность свободно заниматься учёбой, не отвлекаясь на мирские проблемы. Благодаря этому он, начав учиться с раннего детства, стал великим учёным, не имеющим себе равных среди современников.

Но, несмотря на то, что Ибн аль-Джавзи имел богатства, которые привлекли бы любого другого молодого человека и побудили бы его тратить их в своё удовольствие, он не обращал на них внимания.  

Напротив, он старался укротить свой нафс и приучить себя довольствоваться минимальным количеством еды, одежды и других вещей. Поэтому он рос скромным и благочестивым юношей. 

Ибн аль-Джавзи даже в детском возрасте избегал излишнего общения с людьми, ибо это приводило, по его мнению, к бесполезной трате времени. 

Ибн Касир пишет: «Он был с самого детства религиозным, собранным, не общался ни с кем, не ел сомнительное (шубха), выходил из дома только на джума-намаз и никогда не забавлялся с детьми». 

Ибн аль-Джавзи укротил своё эго ещё в детские годы и приучил себя любить знания, учёбу. Он не отвлекался ни на что другое и тратил свою энергию лишь на образование. Обретая знания, он подвергал себя тяготам жизни. 

Ибн аль-Джавзи был великим учёным энциклопедических знаний. Ибн Касир далее говорит, что он стал выдающимся учёным во многих науках и отличался от других. Им написано в общем 300 трудов, крупных и мелких. Собственноручно он написал около 200 томов. Ибн аль-Джавзи приложил руку ко всем наукам и их ветвям: тафсиру, хадисоведению, истории, математике, астрономии, медицине, юриспруденции (фикх) и другим, таким как языкознание и грамматика.

Ни один учёный не достиг уровня Ибн аль-Джавзи в чтении проповедей. Ибн Халликан сказал: «Он был выдающимся учёным своей эпохи, имамом того времени в хадисоведении и чтении проповедей». 

Способности к чтению проповедей у Ибн аль-Джавзи появились ещё в детские годы. Он писал книги и читал проповеди с юношеских лет, после смерти своего учителя Ибн аз-Загуни, а после его ухода в мир иной, несмотря на молодые годы (тогда ему было 16–17 лет), Ибн аль-Джавзи заменил его и преподавал в его собрании (маджлис)  в мечети Аль-Мансур. 

Описывая его, Абу аль-Музаффар рассказывал следующее: «На его маджлисе присутствовали минимум десять тысяч человек, а иногда число присутствующих достигало ста тысяч». 

Когда Ибн аль-Джавзи читал проповедь, он покорял сердца тех, кто его слушал. В своей книге «Аль-Мунтазим фи тарих аль-умам ва аль-мулюк» он пишет: «На моих руках приняли покаяние более ста тысяч человек, и я положил конец более двадцати тысячам случаев вражды». 

В конце долгой и плодотворной жизни Ибн аль-Джавзи тяжело заболел и не вставал с постели в течение пяти дней, после которых, на 87-м году жизни, он покинул этот мир в пятничную ночь 12 числа месяца Рамадан в 597 году по хиджре. 

На его похороны собралось огромное количество жителей Багдада. Знатные люди города несли погребальные носилки с телом учёного. Когда его опускали в могилу, муэдзин стал провозглашать азан на джума-намаз. Ибн аль-Джавзи похоронили рядом с могилой имама Ахмада ибн Ханбаля. 

Многие люди круглосуточно находились рядом с его могилой и до конца Рамадана читали Коран, зажигая там ночью лампы и несколько раз полностью завершая чтение Корана. 

Нурмухаммад Изудинов