29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Паломничество Абу-Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه

Арабы всегда утверждали, что они исповедуют религию Ибрахима (Авраама) عليه السلام, а одним из обрядов этой религии являлось паломничество к Священному дому Всевышнего – Каабе, которое люди совершали

Придавая паломничеству огромное значение, они вместе с тем внесли в его ритуалы целый ряд нововведений и изменений. 

После того как в 8-м году хиджры (мусульманское летоисчисление) Посланник Господа ﷺ покорил Мекку, он вернулся в Медину, назначив там своим наместником Аттаба ибн Асида. 

Аттаб совершил хадж, в котором вместе с ним принимали участие не только мусульмане, но и язычники, выполнявшие обряды хаджа, как они привыкли делать во времена джахилии (доисламский период). 

Однако на следующий год, то есть в 9-м году хиджры, Посланник Аллаhа ﷺ поручил возглавить паломничество мусульман в Мекку Абу Бакру رضي الله عنه, велев ему руководить ими во время совершения всех необходимых обрядов. 

Получив это веление, Абу Бакр رضي الله عنه выступил из Медины в конце месяца Зуль-Каида. Он возглавил караван, с которым шли триста паломников. С собой он гнал двадцать жертвенных верблюдов Посланника Господа ﷺ и пять верблюдов, которых он собирался принести в жертву сам.

Спустя некоторое время после этого Всевышним была ниспослана сура «Ат-Тавба», в которой мусульманам дозволялось расторгать договоры с многобожниками, нарушавшими заключённые договорённости. Им, а также тем многобожникам, с которыми никаких договоров у мусульман не было, предоставлялась отсрочка на четыре месяца, и в течение этого времени они получали право свободного передвижения. Это было сделано для того, чтобы язычники поняли: они не в состоянии ослабить мощь Господа и что Он – Могущественный – обязательно посрамит неверных. Кроме того, мусульманам было велено соблюсти условия договоров до конца срока с теми язычниками, которые не нарушали их и никому не помогали в борьбе против мусульман.

Пророк ﷺ послал Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه с текстом нового Откровения, велев ему огласить его в день хаджа. Когда Али رضي الله عنه догнал в пути Абу Бакра رضي الله عنه, тот спросил: «Ты будешь главным?» Али رضي الله عنه сказал, что главным остаётся Абу Бакр رضي الله عنه, и дальше продолжил путь под его руководством.

Абу Бакр رضي الله عنه руководил людьми и во время совершения всех обрядов хаджа. 

Когда настал день жертвоприношения, находясь на территории Мина (на окраине Мекки), Али رضي الله عنه зачитал людям начало суры «Ат-Тавба» и передал поручение Пророка ﷺ, оповестив их о том, о чём уже было сказано выше. После этого Абу Бакр رضي الله عنه велел двум глашатаям объявить всем, что со следующего года многобожникам будет запрещено совершение паломничества и что совершать обход Каабы в обнажённом виде отныне запрещено.

В доисламские времена люди, принадлежавшие к племенам, объединявшимся по принадлежности к культу Каабы, могли совершать ритуальный обход (таваф) в собственной одежде, а все остальные паломники, если они совершали хадж впервые, должны были брать одежду у кого-нибудь из них или же обходить Каабу вообще без одежды.

В 9-м году хиджры умерла дочь Посланника Господа ﷺ Умму Кульсум رضي الله عنه, а за год до этого скончалась другая дочь – Зайнаб رضي الله عنه. В том году умер и Наджаши – правитель хабашитов (Эфиопии), внявший призыву Лучшего из творений Всевышнего ﷺ.

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави