25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.02.2021 (по Шафии)

1. Обязан ли совершать намаз человек, полностью лишённый органов чувств, таких как зрение, слух и способность говорить?

Если у человека есть зрение или слух, то он обязан соблюдать все обязательные нормы религии Ислам, даже если он немой.
Если человек родился слепым и глухим или стал таковым до возраста тамйиза (возраст, когда ребёнку приблизительно 6–7 лет и он может самостоятельно есть, пить, справлять нужду), то обязательные нормы религии на него не возлагаются. Со временем, если он станет зрячим или слышащим, то он не обязан возмещать пропущенные им до этого обязательные намазы или посты. 
Однако если он стал слепым и глухим после возраста тамйиза, когда им уже были освоены нормы Ислама, то он обязан соблюсти их по мере возможности, так, как позволяет его недуг. («Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси, «Хашия аш-Ширвани»)

2. Можно ли женщине читать азан и икамат (второй после азана призыв на молитву, читаемый непосредственно перед совершением обязательной молитвы) в присутствии других людей?

Женщине нежелательно читать азан (призыв к намазу). Однако если она прочитает азан в присутствии только женщин или махрамов, то в этом нет нежелательности, при условии что она не повысит голос выше необходимого, то есть настолько, чтобы присутствующие услышали. Так она получит вознаграждение как за поминание Всевышнего, но не как за чтение азана. 
Чтение икамата для женщины желательно. Следовательно, ей можно повысить голос в присутствии женщин и махрамов настолько, чтобы они её услышали. («Ианат ат-Талибин»)

3. Читают ли талкин¹ после погребения ребёнка?

Согласно более аргументированному мнению учёных шафиитского мазхаба, талкин после погребения ребёнка не читают, так как условием для его чтения над умершим является совершеннолетие человека. Несовершеннолетнего человека (ребёнка) не допрашивают в могиле, следовательно, чтение талкина для него необязательно. 

[¹] Талкин (буквально «подсказка», «диктовка») в отношении усопшего – диктовка или напоминание покойному основных постулатов Ислама, которые он должен будет произносить при допросе ангелами. Обряд проводят у изголовья могилы мусульманина сразу после его захоронения. («Мугни аль-Мухтадж», «Фатх аль-Аллям»)

4. Как быть, если должник говорит, что он неплатежеспособен, и ввиду этого не возвращает долги?

Если должник объявляет о своей неплатежеспособности, то для отсрочки выплаты, пока появится возможность, он обязан доказать свою неплатежеспособность двумя свидетелями (мужчинами). 
Условием является осведомлённость свидетелей о состоянии должника по причине их соседства или частых встреч с ним. Если должник изначально известен как несостоятельный, тогда ему достаточно принести клятву, что он не имеет возможности выплатить долг. («Ианат ат-Талибин»)

5. Допустимо ли после передать вознаграждение за угощение едой усопшим родственникам?

Человек, угостивший другого, может передать вознаграждение за угощение (свою милостыню) своим покойным родственникам и в общем другим людям, потому что это является его богоугодным поступком.
Для этого ему достаточно передать вознаграждение усопшему, сделав дуа (мольбу) после трапезы, или вознамериться на это в самом её начале, сформулировав, что он передаёт вознаграждение за эту милостыню (садака) покойному родственнику или другому человеку. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Фатх аль-Муин» с комментариями «Ианат ат-Талибин»)

6. Если муж не обеспечивал свою жену несколько лет, имеет ли она право требовать от него компенсации этого долга?

Если муж был обязан обеспечивать жену (т. е. она не проявляла ослушания) и не обеспечивал её, то это обязательство остаётся на нём в качестве долга. Следовательно, она имеет право требовать его выплаты.

Обеспечение включает в себя наличие пропитания, необходимой посуды для еды, одежды, постели, средства гигиены. Если муж не обеспечивал жену жильём, то это не остаётся на нём в качестве долга супруге, хоть это и входило в его обязанность.
Вышеупомянутый долг муж имеет право возместить в виде одежды, материальных средств, деньгами и т. п. («Тухфат аль-Мухтаж» с субкомментариями, «Хашия аш-Шабрамаллиси», «Ианат ат-Талибин»)

7. Когда начинается время пятничного купания? Можно ли возместить его, если не удалось искупаться вовремя?

Время пятничного (желательного) купания начинается с наступлением времени утреннего намаза и заканчивается, когда имам завершает пятничную молитву словами «ас-саляму алейкум». Наиболее предпочтительно его совершение непосредственно перед выходом на намаз, чтобы сохранить наличие чистоты и свежести. 

Что касается возмещения пятничного купания, то это является желательным действием, равно как и другие желательные купания. Объясняется это тем, чтобы человек понял важность этого деяния и старался не пропускать его, так как оставление его без уважительной причины является нежелательным (карахат). («Тухфат аль-Мухтаж», «Хашия аль-Бужайрами», «Фатх аль-Муин»)

8. Является ли уксус, полученный из виноградного или яблочного сока путём добавления сахара, чистым с точки зрения религии?

Яблочный или виноградный сок, прежде чем превратиться в уксус, сначала в результате брожения превращается в алкоголь. То есть он сначала превращается в нечистоту, а только потом в уксус.

Если в процессе превращения сока в уксус в нём находилось что-либо инородное, то, согласно учёным шафиитского мазхаба, полученный уксус является нечистым (наджасой), негодным для употребления.

Однако это правило не распространяется на сахар или мёд, добавленный в сок до брожения, так как они тоже превращаются в алкоголь, а потом в уксус. Следовательно, они инородными веществами не считаются. («Нихая аль-Мухтаж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).