20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Оберегать себя...

Человеку свойственно оберегать себя от вреда, наносимого своему здоровью и телу. Однако ему почти не свойственно оберегать себя от внутренних порицаемых качеств и нравственных болезней сердца.

По этой причине человек может даже не знать о своих духовных болезнях и всегда быть хорошего мнения о себе. 
Мы должны понимать: чтобы стать добродетельным, человеку необходимо постепенно избавляться от плохих привычек и порицаемых качеств. Не хватает просто носить имя «верующий». В книге «Благонравие праведников» также пишется, что иногда благонравие может быть без веры, как и вера без благонравия. Так, если бы с верой приходило благонравие, то верующему не велели бы совершать или не совершать что-либо. 

Кто желает узнать, входит ли он в число тех, кто обладает благим нравом, может сверить себя с нравом Пророка ﷺ или задуматься над тем, какое описание им даёт сам Всевышний. Итак, в комментарии к одному из аятов Корана сказано (смысл): «Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе, кто отворачивается от бесполезного (в словах и прочем)» (сура «Аль-Муминун», аяты 1–3). Имам Ибну Касир пишет, что смирение в намазе возможно лишь тогда, когда сердце полностью освобождено для намаза и занято только им, предпочитая его всему остальному. 
Какие же мысли посещают нас в намазе? Согласитесь, иногда, совершая намаз, мы не помним, какой ракаат по счёту выполняем, и стараемся оправдать себя слабой памятью. В действительности же это из-за отсутствия смиренности и сосредоточенности в сердце. 

Намаз может изменить нрав человека в лучшую сторону, если совершать его с чувством смирения перед Всевышним.

Как нам известно, примером для подражания всему человечеству и обладателем великих нравов является Пророк Мухаммад ﷺ, как об этом свидетельствует сам Всевышний (смысл комментария к аяту 4 суры «Аль-Калям»): «Поистине, ты – человек превосходного нрава». 
Поэтому желающий приобрести благой нрав должен окунуться в историю жизнеописания Посланника Милостивого ﷺ и следовать его примеру. Его нрав был таким, что слов не хватит описать его. 

Из его истории до нас дошло, что, когда на войне его ранили, он попросил о прощении тех, кто причинил ему столько страданий. Он говорил: «О мой Господь, прости моему народу, ибо они не ведают, что творят».

Сравним теперь с таким благим поведением Посланника Господа ﷺ нашу жизнь: мы не только не можем простить того, кто причинил нам физический урон, но и не в силах проявить снисходительность даже относительно ненароком сказанного в наш адрес слова.
Благонравие Пророка ﷺ особенно ярко проявлялось среди его жён и детей. Семья является одним из важнейших показателей нрава и религиозности человека. 

В наше время можно встретить таких людей, которые проявляют благородство во взаимоотношениях с посторонними людьми, но в отношениях со своими домочадцами ведут себя грубо, особенно с жёнами, обосновывая это методом воспитания. 
От Асвада передаётся: «Я спросил у Аиши رضي الله عنها: каков он, Посланник Всевышнего ﷺ, в кругу семьи? Она ответила: «Он с удовольствием помогает своей жене в домашних делах, и он не из высокомерных, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь» (аль-Бухари).

Мы не должны относиться к вреду, исходящему в отношении нас от людей, как к умалению нашего достоинства. Если бы это было так, то пророкам и посланникам Господа не пришлось бы переносить столько трудностей в доведении до народа Его религии. 
Во все времена самые тяжкие испытания давались истинным верующим. Лишь преодолевая эти трудности, религия распространилась во всех уголках мира. 
Саид Залумханов