20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Взятие священной Мекки

Аббас رضي الله عنه помог Абу Суфьяну совершить омовение, и они снова отправились к Пророку ﷺ.

«Не пришло ли время тебе оставить служение иным божествам, помимо Единого Господа?» – обратился к нему Посланник Творца ﷺ. В ответ Абу Суфьян сказал: «Я увидел твою милость, милосердие и знания. Ты победил меня, я понял, что Господь один, но у меня есть некоторое сомнение в тебе, и я не могу избавиться от него». 

Аббас رضي الله عنه настаивал, чтобы он поскорее принял веру во Всевышнего и тем самым спас свою жизнь.

Слова Аббаса رضي الله عنه окончательно вырвали Абу Суфьяна из лап неверия. Он искренне произнёс формулу шахады (свидетельства о вере в Единого Господа – Аллаhа ﷻ – и признание пророчества Мухаммада ﷺ). Чтобы ещё больше укрепить веру в его сердце и не дать шайтану (сатане) своим коварством овладеть им, Аббас رضي الله عنه обратился к Пророку ﷺ с просьбой наделить Абу Суфьяна какой-либо особенностью. И тогда Любимец Господа ﷺ заявил, что тому, кто укроется в доме Абу Суфьяна, будет гарантирована безопасность. Затем добавил, что в безопасности будут и те, кто будет пребывать в доме Хакима ибн Хизама, как и тот, кто будет находиться в Каабе или спрячется в своём доме. 

Когда Абу Суфьян, приняв истинную веру, решил уйти, Аббас رضي الله عنه попросил его подняться на возвышенность, чтобы он оттуда смог увидеть всю мощь войска Всевышнего. Каждый отряд занял своё место, воины, подняв знамёна, выстроились в боевом порядке. И по указу Пророка ﷺ двинулись в сторону Мекки. Впереди войска находился отряд под руководством Халида ибну Валида رضي الله عنه в количестве тысячи отважных воинов. Глядя на вооружённых воинов, пеших и конных, облачённых в кольчуги, Абу Суфьян обернулся к Аббасу رضي الله عنه и с восхищением сказал: «Сын твоего брата стал падишахом!» Аббас رضي الله عنه поправил его: «Он не падишах, а посланник Господа». 

Абу Суфьян в спешке вернулся в Мекку и сразу же направился к Каабе. Знать курайшитов постепенно окружила Абу Суфьяна и с нетерпением ждала от него вестей. Он рассказал о войске Посланника Всевышнего ﷺ, о преданности его последователей, о том, что их невозможно одолеть. И напоследок добавил: «Если вы все примете его веру, то будете свободны, а если не примете и станете воевать, то будете разбиты и унижены. Укрывшихся в Хараме (Заповедной мечети), в моём доме, а также тех, кто будет пребывать в своих жилищах, никто не тронет». 

«Вот с этой вестью ты вернулся к нам?!» – выразили они ему негодование. Особенно неистовствовала Хинд, жена Абу Суфьяна, она подняла крик, обвиняя мужа в трусости. «Если хочешь спастись, зайди в дом», – посоветовал ей Абу Суфьян. 

По приказу Любимца Господа ﷺ войско остановилось на окраине Мекки и на высоком холме водрузило знамя. Халиду رضي الله عنه было велено войти в Мекку вместе со своим отрядом со стороны Куда’. Сам Посланник Господа ﷺ с остальным войском вступил в Мекку со стороны Када’. 
Великодушие Пророка ﷺ

Милосердный Пророк ﷺ велел не проливать кровь, кроме как в ответ на противодействие язычников. Небольшая группа мекканцев решила оказать сопротивление, объявив, что не даст войску Халида رضي الله عنه вступить в Мекку. И когда они обнажили мечи, Халид رضي الله عنه приказал: «Время настало, бейте!» Воины, верные договору и готовые отдать жизнь за религию Всевышнего, накинулись на неверных. Те принялись бежать, словно птенцы куропатки при виде орла. Было убито всего двадцать восемь человек. Двое из воинов Халида رضي الله عنه стали шахидами (умерли смертью павших за веру). Курайшиты разбежались врассыпную. Некоторые спрятались в своих домах, другие скрылись в горах. Весть о действиях Халида رضي الله عنه дошла до Пророка ﷺ. И он отправил к Халиду رضي الله عنه гонца с повелением прекратить сражение. 

Любимец Господа ﷺ верхом на верблюде вступил в мечеть, при этом он не проявлял какого-либо высокомерия, а наоборот, проявлял смирение перед Господом за дарованную милость. Затем совершил таваф (обход вокруг Каабы) и по его завершении подошёл к макаму (место – следы стоп) пророка Ибрахима (Авраама) عليه السلام и совершил два ракаата намаза. Далее, подойдя к источнику Зам-зам, он выпил воды и направился к Каабе. 

Вокруг Каабы стояли триста шестьдесят идолов. Пророк ﷺ своей тростью дотрагивался до каждого из них, и они падали на землю и рассыпались вдребезги. При этом он читал аят Корана со следующим смыслом: «Явилась истина, и исчезла ложь!» Посланник Всевышнего ﷺ велел удалить из Каабы всех идолов и разбить их, и только после этого он вошёл в Каабу. Совершил в ней два ракаата намаза и вознёс бесконечную хвалу Господу. После этого он подошёл к дверям Каабы и обратился к людям с проповедью: «О народ курайшитов, что вы думаете, как я поступлю с вами?»

Униженные язычники не нашли что сказать, их страх и стыд перед Пророком ﷺ ещё больше усилился. Из курайшитов встал Сухайл и от имени всех сказал: «Поскольку Всевышний послал тебя милостью, мы надеемся на твоё прощение. Ты наш великодушный брат и сын нашего великодушного брата, мы не ожидаем от тебя ничего, кроме добра!» Пророк ﷺ сказал: «Вы можете идти! Ступайте, вы свободны!» 

Люди, пожимая Пророку ﷺ руку, стали давать клятву на верность религии Всевышнего и Его Посланника ﷺ. После мужчин клятву стали приносить женщины, однако Пророк ﷺ не пожимал им руки. Они также присягнули в том, что не станут поклоняться никому, кроме Единого Господа, не будут воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, боясь бедности, и не будут ослушиваться Пророка ﷺ.

Посланник Всевышнего ﷺ подозвал Биляла رضي الله عنه и велел ему возвестить азан с крыши Дома Господа (Каабы). Билял رضي الله عنه огласил азан своим прекрасным голосом, который заставил бы заплакать даже ребёнка в утробе матери. 

Сподвижник Абу Бакр رضي الله عنه привёл своего отца Абу Кахафата к Пророку ﷺ. Старик в смирении предстал перед Любимцем Господа ﷺ, и тот прочитал за него мольбу Всевышнему, приложив руку к его груди, и Абу Кахафат принял истинную веру. Так вся семья Абу Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه уверовала во Всевышнего, и подобной чести не удостоилась ни одна другая родня, кроме него. 

Аттаб ибн Асид был назначен правителем Мекки, а Мааз ибн Джабаль – его помощником. Посланник Господа ﷺ доверил им всецело претворять законы религии Всевышнего, тем самым полностью поставив конец многобожию в благословенной Мекке.

День взятия Мекки стал праздником для всех верующих. Предводители неверных, которые больше всех противодействовали Пророку ﷺ, разбежались в разные стороны. Те, кто пришёл с раскаянием, были приняты Пророком ﷺ. Пример тому – Абдуллах ибн Са‘д, который прибежал к Усману ибну Аффану رضي الله عنه с просьбой заступиться перед Пророком ﷺ. Абдуллах был молочным братом Усмана رضي الله عنه и по милости Всевышнего уверовал и принёс клятву верности Пророку ﷺ. 

Другой яркий пример – Икрамат, сын Абу Джахля, также бежал, спасая свою жизнь. Он хотел переправиться через море, но его жена, которая приняла Ислам в день взятия Мекки, отправилась за ним следом. Она дала ему добрый совет вернуться и, ручаясь за безопасность, отвела к Пророку ﷺ. Увидев его, Любимец Господа ﷺ встал с места и с огромной радостью воскликнул: «Добро пожаловать, тот, кто совершил хиджру (перешёл от неверия к истинной вере)!» Милость и всепрощение Пророка ﷺ восхитили Икрамата, и он, сожалея о том, какую боль причинил Посланнику Господа ﷺ и его сподвижникам, искренне попросил о прощении. 

Подобных примеров не счесть, ибо вся жизнь Пророка ﷺ и его сподвижников была воплощением мужества, милосердия и нравственности. 

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави