20 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ты снова промолчал?

«Шито-крыто» означает скрытничать, утаивать какие-то дела. Считается, что прятать от людей нужно что-то неблаговидное, чтобы не осудили и не наказали.

Однако жизнь очень разная. И нередко те ситуации, о которых полезно умолчать, бывают далеки от постыдных. 

Коротко о себе

Прежде всего скрытность полезна в отношении нас самих. Как бы старомодно это ни выглядело, но информацией о своей жизни лучше делиться дозированно, выбирая тех, кому действительно можно доверять.

Если оповещать всех подряд о счастье и успехе, то можно привлечь к себе излишнее внимание, в том числе со стороны сомнительных персон. Как они поступят с полученными сведениями о нашей жизни, только Богу известно.

Если, наоборот, трубить о своих проблемах и трудностях, то к нам приклеится репутация неудачника. Это может многих оттолкнуть, особенно в наше время «успешных успехменов». 

Разумеется, всё неоднозначно. Кто-то занят таким делом, что почти всегда на виду. Другие живут более закрыто. Третьи просто не задумываются о происходящем, принимая нынешнюю открытость «всех окон и дверей» как современную норму.

И всё же задуматься полезно каждому. Пророк Мухаммад ﷺ объяснял, что не надо распространяться о своих грехах. Или рассказывать направо-налево о наших планах. Предупреждая от сглаза он говорил: «Дурной глаз – это истина» (аль-Бухари).

Но ведь бывает так, что не знаешь, как поступить. И что же, теперь и советоваться нельзя? Можно, но с умом. Прося совета, раскройте только обстоятельства, касающиеся обсуждаемой ситуации. Выберите человека, действительно способного разобраться в вашей проблеме и при этом умеющего хранить тайны. 

Понятно, что такие люди редки. Но если сознательно охранять свою частную жизнь, не трезвонить обо всех счастьях-несчастьях, то, скорее всего, будет меньше ситуаций, требующих посторонних советов. 

Человеческая жизнь – ежеминутный диалог с Создателем. Если не беречь его приватность, впуская в него чужие глаза и уши, слова и мысли, то получится, что человеку не так важно, что́ доносит до него Творец. Он как бы распыляет своё внимание, не учится понимать себя и свою жизнь, отвлекается от Божественного руководства. Отсюда распространённые сегодня легкомысленность и неумение полноценно уповать на Господа. А в случае неприятностей – всегдашняя готовность жаловаться и искать виноватых…

Чужая повесть

Мы не авторы чужой жизни. Поэтому если и становимся свидетелями каких-то её фрагментов, то не имеем права разносить это, как ветер по полям. Тем более не имея на то разрешения. А если даже человек не против (и сам что-то о себе распространяет), то нужно ли нам обсуждать его с другими людьми? Поможет ли это нашим делам, нашему духовному росту? Очевидно, что нет, так как будет означать занятость тем, что нас не касается. А ведь Пророк Мухаммад ﷺ причислял отказ от посторонних дел к полноте исповедания Ислама.

Что же нам положено скрывать о жизни другого человека?

Прежде всего его ошибки и грехи личного характера. Мы не можем знать, что толкнуло человека на тот или иной шаг. Возможно, он вообще хотел обратного. Со всем этим ему придётся разбираться самому. 

Неразглашение должно быть правилом и в отношении чужих слабостей, а также недостатков, подмеченных в чужих домах, делах и т.д.
Привычка держать рот на замке спасает чужое достоинство. Но и наше тоже, ведь мы не превращаемся в сплетников, не становимся звеном в горемычной цепи, где тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и о тебе.

Сделано – сказано

В нынешней теме есть важный момент. А именно – необходимость предупреждать окружающих в случае, если от человека исходит какая-либо общественная опасность. Например, когда точно (!) известно, что он лжец, мошенник, вор, носитель пагубных взглядов и пр. В подобных случаях рассказать о возможных угрозах не только не порицается, но и является благим деянием. Оно направлено на сохранение порядка – общественного и личного.

Одновременно с предупреждением об опасности полезно распространять информацию о чём-то хорошем. Пусть о незначительном факте, но таком, который напоминает людям о милосердии, порядочности, честности, самоотверженности и т.д.

Нам чаще бросаются в глаза недостатки и проблемы. Однако они не отменяют всего хорошего, что есть в жизни и людях. Просто это хорошее необходимо видеть. Это легко, если воспринимать добро не как привычную обыденность, а каждый раз как повод для радости. Подобное умение обнаруживает честное и признательное отношение к благам, даруемым Всевышним.

Искренний человек открыто расскажет о чьём-то правильном решении или быстрой помощи. Но утаит чужой позор или личную заслугу. Ибо он из тех, кто, охраняя свой диалог с Создателем, научился понимать, о чём рассказывать, а что оставлять шито-крыто.
Гузель Ибрагимова