20 апреля
2024 года
поделиться

Очищение, его причины и виды

В терминологии фикха (исламского права) чистота — это очищение от ритуальной и физической нечистоты.

Ритуальная нечистота — это загрязнение, установленное решением и нормами религии, не осязаемое физически, однако оно постигает человека в определённых ситуациях. Ритуальная нечистота бывает малой и большой. При малой человек нуждается в совершении малого омовения (вуду) или очищения землёй (таяммум), а при большом осквернении — в совершении полного омовения (гусль).
Физическая нечистота — это нечистота в буквальном смысле, то есть осязаемое загрязнение или же физическая грязь, например кровь, моча, кал. Такую грязь (наджасу) необходимо удалить водой или чем-то подобным из очищающих средств.
Таяммум — это очищение согласно решению религии, которое служит заменой малого и полного омовения одновременно или же служит заменой одного из них.
Чистота, которая является условием действительности намаза, бывает физической и ритуальной. 
Что касается первой, то это чистота, достигнутая очищением от физической грязи. В свою очередь такая чистота делится на три вида: чистота тела, чистота места молитвы, чистота одежды. 
Что касается второй, то это очищение от ритуальной нечистоты. И такое очищение бывает двух видов: полное омовение (гусль) и малое омовение (вуду).
Наличие чистоты становится обязательным, когда человек желает совершить то, что недопустимо совершать без неё. К таким действиям относятся: совершение молитвы (намаза), прикосновение к Корану и выполнение земного поклона по причине чтения определённых аятов Корана. 
Желание совершить одно из этих действий служит причиной для обязательного наличия чистоты. 
Предписание очищаться содержит в себе много мудростей (пользы для человека), вот некоторые из них:
— искупление грехов, 
— защита от сатаны,
— украшение частей тела в этом мире посредством очищения,
— из-за следов омовения — лица, руки и ноги верующих будут сиять в Судный день. 
После омовения человеку становится дозволенным то, совершение чего было запрещено без омовения. 
Обязательность очищения установлена Кораном, Сунной и единогласным решением учёных. 
В комментарии аятов Корана, обязывающих очищаться, можно привести следующие (смысл): «О верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз (и у вас нет омовения), то вымойте лицо и руки до локтей (включая локти), протрите голову и (вымойте) ноги до щиколоток (включительно). А если (в то время, когда вам необходимо совершить намаз) вы находитесь в состоянии большого осквернения, то очищайтесь (совершите полное омовение тела — гусль)» (сура «Аль-Маида», аят 6).
В другом аяте сказано (смысл комментария): «Одежды свои очищай» (сура «Аль-Муддассир», аят 4).
А из благородной Сунны можем привести слова Пророка Мухаммада r: «Ключ к намазу — это очищение…» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
В другом изречении сказано: «Поистине, под каждым волосом — нечистота (ритуальная). Поэтому смачивайте волосы и очищайте кожу» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
И как было упомянуто выше, в этом решении все учёные единогласны.

Виды воды, пригодные для омовения или купания
Есть семь видов воды, которыми допустимо очищаться от физической и ритуальной нечистоты: дождевая, морская, речная, колодезная, растаявший снег, растаявший лёд, ключевая вода (из источника). («Аль-Фикх уль-Ханафи Муяссар»)
 

Мухаммад-фарук Азимов