24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Смерть и травмы по неосторожности

Всевышний создал человека и придал ему прекраснейший облик. В Коране сказано (смысл комментария): «Поистине, Мы создали человека в совершенном виде» (сура «Ат-Тин», аят 4).

Творец даровал ему душу, наделил органами, слухом, зрением и другими многочисленными благами, в которых есть великие знамения, указывающие на существование Бога, Его величие, знание и мощь. В комментарии другого аята Корана Всевышний говорит (смысл): «И на земле есть знамения для убеждённых, а также (знамения есть) в вас самих. Разве вы не видите?» (сура «Аз-Зарият», аяты 20–21).

Всевышний Господь, наделив этими благами Своего раба, повелел ему хранить и бережно относиться к своему телу, так как это тело даровано Богом ему на пользование и человек не имеет права обращаться с ним небрежно, он должен защищать себя и не подвергать опасности. Всевышний повелевает (смысл комментария к аяту 195-му суры «Аль-Бакара»): «…И не обрекайте самих себя на погибель. Совершайте добрые дела, ведь Господь любит делающих добро». 

В другом аяте говорится (смысл): «…И не убивайте самих себя, поистине Творец милостив к вам» (сура «Ан-Ниса», аят 29).
Эти аяты Священного Писания указывают на то, что запрещено человеку посягать как на жизнь другого человека, так и на свою жизнь. 

Передаётся от Амра ибн аль-Аса رضي الله عنه: «Как-то во время похода Посланник Всевышнего ﷺ отправил меня по делам. У меня в пути холодной ночью случилась поллюция. Проснувшись рано утром, я побоялся, что если искупаюсь, то умру от холода. И я совершил очищение землёй (таяммум), а затем утреннюю молитву со своими товарищами в качестве имама. Когда мы вернулись к Посланнику Господа ﷺ, ему рассказали об этом. На что он сказал: “О Амр, ты совершил молитву со своими товарищами, будучи осквернённым (без полного ритуального омовения)?” Я ответил: “О Посланник Творца ﷺ, у меня случилась поллюция в морозную ночь, я испугался, что если искупаюсь, то погибну. И я вспомнил слова Всевышнего (смысл): “Не убивайте самих себя, поистине Господь милостив к вам”. Поэтому я совершил очищение землёй и помолился”. Пророк ﷺ улыбнулся и ничего не сказал» (Ахмад).

Некоторые люди часто подвергают себя и своё здоровье опасности и неоправданному риску: кто-то из любопытства забирается на высоту или становится на край пропасти, чтобы сделать сэлфи, взглянуть, что же там внизу. Кто-то подвергает себя опасности, чтобы ощутить новые яркие чувства, получить заряд адреналина, — прыгают с парашютом, с аттракциона «банджи-джампинг» и т. п. А кто-то делает это просто ради забавы, водя на большой скорости автомобиль по оживлённой трассе. 

Итак, где же грань между оправданным риском и опасностью?

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в своей книге «Тухфату аль-Мухтадж»: «И из этих слов (имама ан-Навави) мы можем извлечь дозволенность разных опасных игр для искусных игроков, безопасность которых преобладает над их опасностью». 

Имам аль-Буджайрими после цитирования подобных слов пишет в своих субкомментариях к книге «Шарху ль-Манхадж»: «И вместе с тем что (для искусного игрока) игра будет дозволенной, однако если он умрёт, то будет считаться грешником, так как условием является сохранность от последствий…» 

Из этих слов ясно, что запрещено человеку подвергать себя действиям, предположение безопасности которых не преобладает над опасностью, а если у него и будет такое предположение, но это закончится летальным исходом, то он впадёт в грех. 

Ну а если подвергают опасности и страху других? Например, когда человека толкают в глубоководье, объясняя это тем, что хотят научить его плавать. Или же когда водитель на большой скорости начинает «играть в шашки» на трассе, подвергая опасности и пугая как своих пассажиров, так и других водителей. Эти действия, безусловно, являются греховными. 

Посланник Господа ﷺ сказал: «Не дозволяется мусульманину причинять страх другому мусульманину» (Абу Давуд).


Абдулла Абдулкеримов