27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Куфические дирхемы Омейядов

Начало чеканки мусульманских монет относится к 75-му году (694–695 годам по григорианскому календарю).

Это время правления халифа из рода Омейядов Абд уль-Малика бин Марвана, правившего в 65–86 годах по хиджре.

Потребность в собственной чеканке была вызвана сокращением в денежном обороте халифата наличных монет предыдущих династий соседних стран, захваченных ранее в войнах. Также требовалось юридически закрепить за халифом существенное право восточных владык — «право бить монету».

Единые деньги с мусульманскими символами веры были и мощным информационным инструментом, способным сплотить обширные и разнородные азиатские и африканские владения халифата, облегчить условия внутренней торговли, упорядочить государственные налоги, установив их в единых финансовых единицах.

Желая освободиться от византийской зависимости, халиф распорядился отчеканить свои, мусульманские, монеты, что и было сделано. Новые монеты чеканились из трёх металлов: это были золотой динар, серебряный дирхем и медный фельс. Конечно, влияние византийской традиции прослеживается в названиях монет, в их весовых нормах, но в остальном это были совершенно другие монеты. Серебряный дирхем весил 2,8–2,9 грамма, и десять таких монет равнялись золотому динару, вес которого колебался в пределах 3–4,2 грамма.

В нумизматическом словаре указано: «Согласно требованиям мусульманской религии, на монете отсутствуют изображения, есть только надписи, содержащие год выпуска (по мусульманскому летоисчислению), место чеканки, имя правителя и т. д. Эти монеты называли куфическими (куфи — особое письмо, возникшее в иракских городах аль-Куфе и аль-Басре в конце VII в. и использовавшиеся на арабских монетах). [1]
Сегодня о куфических дирхемах, а именно такое название закрепилось за этими монетами, существуют научные труды как российских, так и зарубежных учёных. Эти монеты продолжают изучать, открывая через них всё новые события древности.

Это первые монеты в мировой практике, несущие в своей легенде исчерпывающую информацию о том, каков их номинал, где и когда они отчеканены. 
В центральной части аверса дирхема — текст в трёх строках: «Нет Бога, кроме Аллаha ﷻ, Он един и нет равных Ему». По кругу — выпускные данные: «Во имя Аллаhа ﷻ этот дирхем отчеканен в Васит в году три двадцать сто (сто двадцать третьем)».

Кто мог тогда предположить, что новые монеты просуществуют в неизменном виде до конца правления династии Омейядов, станут каноническими и применённые на них требования к формализации текста, порядку его размещения на поле монеты будут служить образцом восемь столетий. 
Выпуск новых монет был обильным, осуществлялся одновременно на десятках монетных дворов в разных городах халифата и обеспечивал возрастающие потребности как внутреннего рынка, так и международной торговли. 

 [1] Зварич В. В. Нумизматический словарь. Издание второе. Издательское объединение «Вища школа». — Издательство при Львовском государственном университете. — Львов, 1976. — Стр. 53. 

Анатолий Рожук