25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Правила экономии своего времени

Я застал людей, которые заботились о своём времени больше, чем вы заботитесь о своих дирхемах и динарах! (Хасан аль-Басри) Возможности для экономии времени огромны. Времени хватит, если использовать его рационально. Затраты времени всегда можно уменьшить. Ниже приводятся правила экономии времени.

 1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. С самого начала ответьте на вопросы: какова ваша цель, чего вы хотите, что надо делать? Много времени тратят люди из-за того, что отчётливо не представляют себе «пункт назначения», выбранную дорогу.

  2. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Отделите второстепенное от главного. Запишите (в блокноте, на календаре) самые важные и срочные дела на следующий день в порядке их важности. Принимайтесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем беритесь за дело № 2 и т.д. И так каждый день. Нельзя добиться успеха, не сосредоточив свои силы и время на главном. Затраты времени должны быть прямо пропорциональны важности работ.

 3. УСТАНОВИТЕ ТВЁРДЫЕ, НО РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ. Нормируйте, планируйте своё время и время подчинённых и твёрдо придерживайтесь сроков. Научитесь соизмерять желания (сроки, которые надо соблюдать) с реальными возможностями. Не откладывайте дело со дня на день. Не расслабляйте себя и подчинённых мнением, что работу нельзя выполнить в срок, что сроки можно перенести. Будьте непреклонны к себе и подчинённым.

 4. СРАЗУ ЖЕ ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ. Отсрочка работы, которую надо делать, – это «воровка» времени. Неотложные, хотя и неприятные дела нельзя откладывать на завтра: дайте твёрдое задание самому себе на каждый день и час. Только так можно добиться успеха.

 5. СМЕЛЕЕ РЕШАЙТЕ ВОПРОСЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ВАМИ. Располагая определёнными факторами, решайте и действуйте. Учитесь быть решительными. Часто любое решение лучше нерешительности. Если решение принято, работа сделана. Хорошее – враг лучшего. Прекращайте работу после её выполнения. Двигайтесь дальше.

 6. РАЦИОНАЛИЗИРУЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Перед началом каждой работы необходимо ответить на ряд вопросов. Для чего нужна эта работа? Если нужна, то нельзя ли заключить отдельные виды работ? Где и когда лучше выполнить эту работу? Кому поручить или кого привлечь к выполнению? Как выполнить данную работу наиболее рационально? Если работа выполнялась в последовательности А-Б-В-Г, попробуйте порядок Б-А-Г-В. Совмещайте работу во времени. Работать надо больше разумно, чем напряжённо.

 7. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЧУЖУЮ РАБОТУ. Каждый должен делать своё дело. Никто не должен работать «этапом ниже своей сферы». Стремление свалить свою работу на других (особенно по горизонтали) весьма распространено. Твёрдо говорите «нет», если работа не входит в ваши обязанности. Избегайте давать обещания. Всякое обещание надо будет выполнять.

8. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ. Сосредоточенное внимание при получении указаний, сведений экономит время. Прежде чем что-то делать, уточните: где, когда, кто, что, почему. Если что-нибудь неясно, сразу это выясните.

9. ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ. Записывайте все предстоящие дела, нужную информацию, адреса, номера телефонов и т. д. Сберегайте время, затрачиваемое на справки. Не загружайте память, когда может помочь записная книжка. Записывайте, не откладывая, заметка стоит года воспоминаний. Записная книжка – вторая память.

 10. ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕЛЕФОННУЮ СВЯЗЬ. Телефон – символ экономии времени. Одна минута телефонного разговора во много раз дешевле и быстрее хождения, поездок. О времени встречи лучше договориться заранее по телефону. Не продуманный заранее телефонный разговор – «пожиратель» времени. 

 11. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Всегда есть возможность полнее использовать время поездок, ожиданий для обдумывания предстоящих дел, чтения литературы и др. Используйте лёгкую работу в качестве передышки.

 12. БУДЬТЕ МАКСИМАЛЬНО КРАТКИ, НО НЕ В УЩЕРБ ПОЛНОЙ ЯСНОСТИ. Длиннословие вредно для практической деятельности. Руководитель должен научиться говорить кратко, ясно, чётко и требовать от подчинённых того же. Если разговор затягивается, тактично дайте понять, что вы...

 13. ВЕДИТЕ УЧЁТ И АНАЛИЗ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. Экономия времени – то же, что экономия денег: главное – наладить учёт, нормирование и планирование. Тот, кто хочет добиться экономии своего времени, должен сначала выяснить, на что оно тратится и где можно сэкономить. Учёт позволит увидеть своё профессиональное «я». Дневник – «кассовая книга времени». Руководитель должен найти время для анализа своей работы за день, неделю, месяц, год.

 14. ВЕДИТЕ РЕШИТЕЛЬНУЮ БОРЬБУ С ПОТЕРЯМИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. Людям свойственно тратить много времени зря. Ни с одним видом ценностей человек не обращается так неэкономно, как со временем.
Организуйте время своей жизни На самом деле расточительство в отношении времени намного опаснее, чем расточительство в деньгах. Ведь растраченную сумму денег можно заработать и истощившийся капитал можно пополнить, тогда как время, которое ушло, уже невозможно вернуть или восполнить.

 Вот несколько советов для современного человека, которые могут помочь ему правильно организовать время своей жизни:

1. Не позволяйте телевидению управлять вами. Сегодня во всём мире самым злостным похитителем свободного времени человека является телевидение. Старайтесь контролировать себя, просматривая программы.

2. Упорядочите время сна. У каждого человека существует физиологическая, в основном восьмичасовая, потребность во сне, однако в некоторых случаях, в зависимости от особенностей организма человека, шести часов бывает для этого достаточно. Ложитесь вовремя, а не за полночь, вставайте рано. 3. Начните день с утренней (фаджр) молитвы. Это время является самым благоприятным для человека как в физическом, так и в умственном отношении. В это время прилива сил человек получает за одну минуту такой заряд энергии, как за часы своего ночного сна, дающие энергию после дневной усталости. Не упустите же для себя это благодатное время!

4. Планируйте свои действия. Составьте чёткий план-график на день, неделю, месяц, год. Неопределён
ность любят шайтан и нафс.

5. Поставьте перед собой цель. Человек в своей жизни имеет различные возможности определения и достижения поставленной цели, со временем осознавая, что может выполнить то, что ранее полагал неосуществимым. Например, постоянно читая по две страницы Корана в день, за полгода вы можете закончить полностью чтение Священной книги.

6. Не оставляйте дело на полпути. Недоделанная работа забирает у человека минуты его ценного времени. Например, если не помыть скопившуюся посуду сразу после еды, затем потребуется больше усилий и времени, чтобы оттереть подсохшие остатки еды на ней.

7. Отбросьте пустые дела. Каждый человек, устраивая свою жизнь, делает такую работу, которая в принципе не является столь важной. В наше время стало привычкой зависать в Интернете, увлекаясь чтением нужного и ненужного, и ещё хуже – играми, от чего со временем невозможно отвыкнуть.

8. Научитесь отвергать бесполезное. Не тратьте ценные минуты своего времени на пустые разговоры, если у вас есть возможность с пользой провести своё время. Постарайтесь как можно короче говорить по телефону, во время беседы не позволяйте вовлечь себя в посторонние разговоры, дабы не заработать грехи хулы и сплетен.

9. Цените время как своё, так и чужое. Если один из ваших друзей сообщил, что собирается к вам заглянуть, уточните, в какое именно время. Иначе проведённое в ожидании время оторвёт вас от полезных дел. Сообщайте и сами точное время визита, прежде чем самому навестить товарища. Осознав ценность дарованного Аллахом  времени, мы постараемся провести его с большей пользой для обоих миров.

10. ЦЕНИТЕ СВОБОДНЫЕ МИНУТЫ. Как долго сегодня вы прождали на остановке свой автобус? А сколько времени ушло на дорогу? Какова же будет польза, если всё это время поминать Всевышнего, читать салаваты, суры Корана!

11. НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ НА ДОСТИГНУТОМ.  Способности и опыт у каждого человека различны и непостоянны. Человек должен постоянно стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию. Тому, кто ценит свой жизненный капитал и отдаёт ему должное, Аллах  откроет двери к успеху. Жизнь каждого человека состоит из минут, и в соответствии с имеющимся в его распоряжении временем каждый сам волен распределять это время по своему усмотрению. Однако неотвратимо наступит день расчёта, когда с каждого спросится, как он использовал свой капитал, куда вложил его и какую прибыль получил или понёс убыток. 

МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА