20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.12.2020 (по Шафии)

1. Человек взял в аренду помещение на определённый срок, но из-за пандемии не смог полноценно воспользоваться им. Должен ли он выплатить арендную плату за этот период?

Если помещение взято в аренду на определённый срок, но по не зависящим от арендатора причинам (пандемия, болезнь и т. п.) он не смог полноценно воспользоваться им, он не имеет права расторгать сделку и обязан выплатить арендную плату за этот период.

Примечание:

Арендодателю крайне желательно, учитывая трудное положение арендатора, идти на всевозможные уступки.
Подобное поведение является очень похвальным и богоугодным делом, так как благородство является неотъемлемым качеством мусульманина. 
Посланник Аллаhа v сказал: «Тому, кто развеет печаль своего брата по вере в этом мире, Аллаh ﷻ развеет его печаль в Судный день... Аллаh ﷻ – в помощи Своему рабу, пока тот помогает своему брату» (Муслим).
В другом хадисе сказано: «Того, кто отсрочит неплатёжеспособному долг или освободит от задолженности полностью или частично, Аллаh ﷻ поместит в Судный день под тень Своего Арша (трона), в день, когда не будет другой тени» (ат-Тирмизи).
Также: «Да смилуется Аллаh I над человеком, который проявляет великодушие, когда продаёт, когда покупает и когда просит вернуть долг» (аль-Бухари). («Тухфат аль-Мухтадж», «Шарх «Сахиху Муслим», «Рияд ас-Салихин», «Фатх аль-Бари»)

2. Является ли нежелательным (карахат) несовершение желательных действий и молитв в намазе?

Невыполнение желательных действий и молитв (сунан ас-салят) в намазе нежелательно в следующих случаях:
1. Если Пророк ﷺпрямым текстом не рекомендовал не совершать какое-либо действие или молитву. Например, Посланник Аллаhа ﷺ рекомендовал не забывать фокусировать взгляд на том месте, куда прикасается лоб в земном поклоне. Следовательно, пренебрегать этим нежелательно.
2. Если богословы полемизируют относительно обязательности какого-либо действия или молитвы. 
Пример: учёные расходятся во мнении по поводу обязательности благословения семейства Пророка ﷺ после чтения благословения на него (салават) в последнем ташаххуде (ат-Тахияте). Игнорирование этой сунны тоже нежелательно.

Примечание:
Если молящийся не станет совершать желательные действия, относящиеся к одной из двух упомянутых категорий, то он лишится части вознаграждения. А Аллаh ﷻ знает лучше. («Тухфат аль-Мухтадж», «Фатх аль-Муин», «Ианат ат-Талибин»)

3. Хоронят ли на мусульманском кладбище человека, выросшего среди мусульман, генеалогия и вероисповедание которого неизвестны?

Человек, который родился и вырос среди мусульман, но родословная которого неизвестна, считается мусульманином по происхождению, даже если он не молился, не постился и был нечестивцем (фасиком), при условии, что он не выказывал при жизни признаков неверия. 
Соответственно, над ним совершают заупокойный намаз и хоронят на мусульманском кладбище. («Хашия аш-Ширвани»)

4. Можно ли жене взять фамилию мужа?

Мусульманин должен относить себя к своей семье, предкам, роду. И ответ на вопрос о смене фамилии зависит от намерений того, кто её меняет. Запрещено брать фамилию мужа или иную фамилию, желая скрыть своё происхождение, из неприязни к своим родственникам или с целью разорвать с ними родственные отношения.

Если же мусульманка выходит замуж и берёт фамилию супруга не из-за вышеупомянутых соображений, то запрета нет, так как смена девичьей фамилии на фамилию мужа, по сути, свидетельствует о том, что отныне она имеет отношение к семье мужа посредством брака.
Что касается нижеприведённых хадисов Пророка ﷺ о запрете относить себя не к своим предкам, то речь идёт конкретно об отчестве, когда человек преднамеренно и осознанно меняет его, чтобы скрыть своё истинное происхождение, что является тяжким грехом и даже неверием в случае предумышленного подлога, если он идёт на такой шаг, будучи осведомлённым о запрете и считая это дозволенным.
Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Для того, кто объявляет о себе как о сыне некоего человека, зная, что тот не является его отцом, Рай станет запретным» (аль-Бухари, Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «Вы не отрекайтесь от своих отцов. Тот, кто отречётся от своего отца, является неблагодарным Всевышнему» (аль-Бухари, Муслим). («Фатх аль-Бари», шарх «Сахих аль-Бухари», «Далилю ль-Фалихин», «Тухфат аль-Мухтадж»)

5. Можно ли студенту, изучающему исламские науки, без объективных причин прекратить обучение?

Религиозные знания делятся на две категории:
1. Знания, изучать которые необходимо (фард аль-айн) каждому совершеннолетнему (половозрелому) мусульманину и мусульманке. То есть они должны приобретать знания, связанные с обязательной религиозной практикой.
2. Знания, которые требуются от общества в целом, то есть являются коллективной обязанностью (фард аль-кифая), как, например, правоведение (фикх), толкование Корана (тафсир) и т. д.

Мусульманину нельзя прерывать изучение вопросов, связанных с совершением религиозных обязанностей. Однако он обязан изучить только вопросы общего характера, а не те, что знают люди, специализирующиеся в исламском праве (фикхе). Следовательно, он не обязан углублённо изучать эти вопросы.

Говоря о второй категории, необходимо упомянуть, что если в каком-то регионе нет достаточного количества правоведов, то всё общество впадает в грех. Ввиду этого в обществе должно быть такое количество учёных (компетентных специалистов), которые могли бы удовлетворить все религиозные нужды людей.
Если в каком-либо обществе достаточно учёных-богословов, то обязанность изучать исламские дисциплины с обычных людей снимается и проблем в прерывании учёбы в целом нет.

В любом случае человеку, углублённо изучающему исламские науки, предпочтительнее доучиться в медресе или в институте, если нет крайней необходимости прекратить обучение. Однако по желанию, в соответствии с более аргументированным мнением, человек может перестать учиться в любое время, даже если нет на это уважительной причины. («Шарху Манхадж ат-Тулляб», «Асна аль-Маталиб», «Нихая аль-Мухтадж», «Бушра аль-Карим»)

6. Является ли уксус, полученный из виноградного или яблочного сока путём добавления сахара, чистым с точки зрения Ислама?

Яблочный или виноградный сок, прежде чем превратиться в уксус, в результате брожения превращается в алкоголь. То есть он сначала превращается в нечистоту (наджасу), а только потом в уксус.
Если в процессе превращения сока в уксус в нём находилось что-либо инородное, то, согласно шафиитскому мазхабу, полученный уксус является нечистым, негодным для употребления.

Однако это правило не распространяется на сахар или мёд, добавленный в сок до брожения, так как они тоже превращаются в алкоголь, а потом в уксус. Следовательно, они инородными веществами не считаются. («Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)