19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Не путайте доброту с жалостью!

Многие, наверно, слышали о скандале, который разгорелся в одном из детских садов нашей страны.

Мать привела в садик особенного ребёнка 11 лет, чьё развитие соответствовало уровню полутора лет. Одна из мамочек заявила, что категорически против, чтобы больной ребёнок посещал детсад с обычными детьми. 

Скандал произошёл летом, но до сих пор эта ситуация крутится в голове, потому что и задолго до этой истории я часто задумывалась: почему так жесток наш мир к особенным детям? Почему они обречены на полное одиночество? Почему в цивилизованном XXI веке рождение малыша с неизлечимым диагнозом ставит крест на дальнейшей судьбе матери? 
Кто ищет, тот всегда найдёт! Ответов на все вопросы я, конечно, ещё не нашла, но мне посчастливилось познакомиться с замечательным человеком, который делает всё возможное, чтобы облегчить жизнь таким мамам и дарит возможность особенным деткам полноценно жить.
Познакомимся с Патимат Магомедовой.

– Патимат Магомедовна, расскажите немного о себе, о своей семье. 

– Родилась в Дагестане, в семье портнихи и водителя. 
Окончила школу, отучилась в ДГУ на факультете иностранных языков, последние десять лет получала дополнительное образование по специальностям «Педагог раннего развития», «Игровой терапевт». На сегодняшний день специализируюсь на работе с малышами от 0 до 3, но работаю с детьми разного возраста.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей профессии поподробнее.

– Вообще с детьми у меня всегда хорошо получалось. Это было «моё». Я никогда не рассматривала себя в профессии, не связанной с детьми. При этом, когда я окончила факультет иностранных языков, вложив туда огромное количество сил, времени, труда, уйти работать в садик и оставить языки я считала неправильным. Я очень ценила своё потраченное на обучение время и решила для себя, что хотя пусть буду зарабатывать пять тысяч рублей, но буду работать по профессии. Начинала я с репетиторства. Некоторое время проработала в университете. Далее меня пригласили в детский развивающий центр в качестве педагога английского языка, параллельно предложили вести занятия по системе Монтессори – развивающие занятия с детьми и их родителями. В 2013 году в этом центре всё и началось. Меня стали узнавать как педагога, работающего с детками от 0 до 3 лет. Знали как специалиста, работающего с мелкой моторикой. В 2017 году я собралась в хадж (паломничество в Мекку). И перед этим долго думала о том, что одновременно преподавать английский язык и работать с особенными детками очень тяжело. Тогда я поняла, что нужно делать выбор. Всевышний послал мне знак. Мы благополучно совершили хадж, до возвращения домой оставалась пара дней. И в один из этих дней владелица турфирмы предложила мне работу в своём новом частном садике. В тот момент я окончательно сделала свой выбор. Правда, за весь период работы в почасовых группах меня смущал один нюанс: ребёнок каждый день приходил в определённый фиксированный час. 

– Что именно вас смущало? 

– Наше занятие начиналось тогда, когда было удобно нам. То есть мне, педагогу и маме ребёнка. И неважно, выспался он или нет. Настроен ли на занятие или нет. И много других причин. Время было оплачено, и, несмотря ни на что, он должен был прийти и занятие должно было состояться. Такие занятия далеко не всегда давали желаемый эффект. Если нет у ребёнка настроения утром, нужно заниматься с ним вечером или в любой другой час, когда он будет готов к этому. И ещё важный момент. Особенным деткам необходимы обычные, простые, повседневные, практические навыки: научиться одеваться, раздеваться, кушать, убрать за собой, лечь спать. Иначе говоря, налаженный стабильный режим, в котором они живут, в котором будут себя комфортно чувствовать. Особенным детям этого всего очень не хватает. У них проблемы с познанием своего тела. Особенные детки сенсорно дисбалансированны. 

– Патимат Магомедовна, где вы работаете на сегодняшний день?

– Я являюсь директором детского сада. Но эту должность я занимаю где-то раз в месяц, когда нужно подвести итоги и прочее. Все свои обязанности директора я полностью передала администратору, все финансовые вопросы тоже на ней, и я занимаюсь исключительно своей педагогической деятельностью. 

Кроме того, я провожу свои развивающие занятия по методике Монтессори либо игровую терапию. Это зависит от состояния малыша. В комплексе со мной работают логопед, специалист по нейрогимнастике, психолог. Два раза в неделю мы ходим в бассейн и на лечебную верховую езду. В нашем саду половина деток – «особенные», половина – обычные. С ними мы работаем три года. А как посмотришь – и не поймёшь, кто из них особенный, а кто нет. Но, чтобы их выровнять, чтобы добиться этого результата, требуются огромный труд и масса усилий, не только со стороны взрослых, но и со стороны детей. 

Например, я часто встречаю таких родителей, которые тратят огромные деньги на развитие ребёнка. Ребёнок знает цвет, форму, размер предмета. Умеет сортировать и т.д. И родители думают, что вот не зря потратили деньги... А самостоятельно обуться ребёнок не умеет. Я задаюсь вопросом: зачем ему алфавит и цвета, если он не будет уметь вовремя надеть обувь и со всеми вместе выйти на прогулку, вовремя сесть поесть вместе со всеми? По этим показателям он ведь не будет отличаться от остальных детей. 

– Вы наверняка видели ролик, облетевший весь Рунет, где родители требовали удалить из группы обычного садика особенного мальчика. Сталкиваетесь ли вы с такими проблемами?

– За всю практику работы в детском саду таких проблем не возникало. Родители всегда должны интересоваться окружением малыша. Это нормально. Перед тем как отправить к нам малыша, родители должны знать, что у особенных детей и привычки свои – особенные. Например, у нас есть в саду особенный мальчик, который всегда ходит с чем-то во рту. И родители задаются вопросом: не будут ли их детки повторять за ним? В этих моментах очень важно, чтобы грамотный воспитатель-педагог доходчиво объяснил родителям, что, если у их ребёнка нет внутренней потребности ходить с каким-либо предметом во рту, он не будет этим заниматься. 

Альхамдулиллях, за три года у нас не было ни одного конфликтного вопроса между родителями говорящих и не говорящих детей. Один из трудных моментов для нас – объяснять новеньким мамам, что наш сад – это не музей. Это живой сад, живые дети. Детки, как и везде, обижают друг друга, царапаются, кусаются. Через месяц могут стать лучшими друзьями. И так далее. И то, что детки могут плакать, тоже нормально. И то, что мама должна проявлять терпение, пока ребёнок сам разденется, оденется. И она не должна вместо ребёнка это делать. Он сам должен это делать. Вот это самая большая проблема, связанная с мамами особенных деток: дайте ребёнку самому это сделать! Других проблем нет. Просто, видите ли, у родителей нет терпения ждать, пока их дитя это сделает. 

– Патимат Магомедовна, по каким критериям вы отбираете педагогов? 

– Педагогов бывает видно сразу. У кого на ребёнка горит глаз. У кого есть интуиция. Эти качества не натренируешь. Если я вижу эти качества, то принимаю такого специалиста. Нянечек беру сердобольных, хороших девочек, которые не будут портить работу воспитателя. Если, например, воспитатели требуют, чтобы ребёнок ел сам, няня не будет его сама кормить, а позволит ему самому есть и т.д.

– Что бы вы пожелали всем родителям?

– Не путать доброту с жалостью! Как сказала Мария Монтессори, «помоги мне сделать это самому». Каждый день твержу об этом родителям. И не устану. Прошу у Всевышнего терпения всем и, главное, чтобы наши дети всегда были здоровы! Аминь.

Минара Рамазанова