29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Губительная популярность

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

9. Выявление в человеческом нафсе или в окружающих людях какого-либо недостатка 

Если человек в ком-то из его окружения замечает недостатки и старается их скрывать, это также может привести его к самодовольству и гордыне. Когда человек старается скрыть или заменить недостатки и слабости, это заполняет его сердце гордыней. От аль-Мамуна رضي الله عنه передаётся: «Никто не станет гордиться своим нафсом, кроме скудоумного. Никто и не возвысится, кроме того, чьё эго ущербно».
Ибну Мутаз رضي الله عنه сказал: «В обществе совершенных несовершенные ощущают свою ущербность и немощность с особой остротой. И такие стараются поднять самооценку с помощью гордыни» 

10. Получение известности и популярности

Большим испытанием и несчастьем для человека может стать его успех или популярность. От Пророка Мухаммада r передаётся: «Смутой для человека является то, что его выделяют от остальных, что указывают на него. Люди ставят его в пример» (ат-Тирмизи). Например, люди указывают на успешного лектора, говорят о нём. Или же показывают на спортсмена с мировым именем или любого другого человека, кто на слуху, о ком говорят, кто получил известность, и люди, представляя его, указывают на его исключительность. Каждый известный рискует быть поражённым болезнью сердца – ужбу, гордыней, тщеславием. 

Ибну Мубарак сказал: «Говорливый находится в ожидании беды (смуты, несчастья), а молчаливый – в ожидании благости» (Ибну Мубарак. «Зухд», с. 18). Представим человека, который способен красноречиво вести призыв. Все слушают, как он красноречиво говорит. Люди внимают его словам, следуют за ним. При этом он постоянно слышит хвалебные слова в свой адрес. Ему это начинает нравиться, он получает от этого удовольствие. При этом получается, что всю власть над своим нафсом он отдаёт в руки тех людей, которые хвалят его. И как его слово не станет причиной смут и несчастий для него, если он приобретает популярность и известность в результате постоянной лести? И чем больше растёт его популярность, тем меньше он способен противостоять своему нафсу, той лести, что окружает его.

Тень его самодовольства увеличивается в размерах вместе с растущей популярностью – ведь его эго соглашается с этим. Получается, что он подтверждает своё величие и довольствуется исключительной славой его. Постепенно такое самодовольство готовит широкое поле и благодатную почву для взращивания ужбу и укоренения в сердце эгоизма и тщеславия.

Некий человек пришёл к Умару  ибну аль-Хаттабу رضي الله عنه: «Мой народ попросил меня встать на намаз в качестве имама (предводителя). Я встал на место имама, совершил коллективный намаз. Потом они попросили меня выступить с проповедью для них. Что мне делать?» Умар رضي الله عنه ответил: «Ты соверши намаз, но не выступай с проповедью». Так он спрашивал разрешения у Умара رضي الله عنه несколько раз, но тот каждый раз отказывал. Потом Умар رضي الله عنه сказал: «Ты не выходи с проповедью, потому что я боюсь за твоё сердце. Боюсь, что тобой овладеет болезнь ужбу, за что Всевышний может унизить тебя».

В предыдущей главе мы перечислили причины, из-за которых люди с лёгкостью могут попасть под власть своего ужбу (самовосхваление). Редко случается так, чтобы в одном человеке объединились все перечисленные причины. Однако достаточно и одного, чтобы ужбу вошло в сердце человека и с лёгкостью взращивало в нём гордыню. Но чем больше причин, тем сильнее воздействие ужбу, тем глубже тщеславие овладевает человеком. Вследствие чего чем выше самооценка, чем больше человек гордится собой, тем хуже становится его нрав и характер. 

(Продолжение следует.)

Перевод Халимат Магомедовой