25 апреля
2024 года
поделиться

Чревоугодие

Хвала Всевышнему, одарившему нас благами, которых мы в большинстве случаев не заслуживаем.

Но, тем не менее, Он по Своей милости наделяет нас всем необходимым и сверх того, за что мы всегда должны выражать Ему шукру (благодарность). Но наша жизнь также полна испытаний, благодаря которым человек либо вознесётся выше небес, либо упадёт, что станет для него причиной гибели в последующей жизни. 

Одной же из самых серьёзных причин гибели человека является чревоугодие. 
Наше время – это время благоденствия, и опасность этого греха возросла как никогда. Переедание стало обыденным делом, на которое никто не обращает внимания по причине частоты этого явления. Притом что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Те, кто голодал в этом мире, будут сыты в следующей жизни. Самые ненавистные люди для Всевышнего – это те, кто переедает. И раб, оставивший кусочек еды, который он желает съесть, получит благодаря этому степень в Раю» (ат-Табарани).

Поэтому хотелось бы затронуть эту тему и рассказать о позиции, которой придерживались в этом вопросе наши праведные предшественники. 
Абу Нуайм рассказывает: «В Торе написано, что Всевышний гневается на тучного человека, так как его тучность указывает на его забвение о Всевышнем и на то, что он следует за своими страстями». 

По этой причине сподвижник Ибн Масуд رضي الله عنه сказал, что Всевышний гневается на толстого чтеца Корана. Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه предостерегал от насыщения едой, так как это вызывает тяжесть в теле и зловоние после смерти. Малик ибн Динар говорил: «Не подобает верующему, чтобы живот был главной его заботой и чтобы его страсть одерживала над ним верх».

Также он цитировал: «Первым испытанием вашего праотца Адама عليه السلام была еда, и это также и ваше испытание вплоть до Судного дня». Говорят, что тот, кто совладал со своим животом, совладал и со всеми благими деяниями и что мудрость не вселится в наполненный желудок.

Ибрагим ибн Адхам сказал: «Тот, кто удерживает свой желудок, удержит в порядке и свою религию. Тот, кто контролирует свой голод, обладает хорошими нравственными качествами. Ослушание Аллаhа ﷻ находится далеко от голодного человека и близко к тому, кто ест досыта. Полный желудок убивает сердце, и это вызывает чрезмерную радость и смех.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Когда душа голодна и хочет пить, сердце очищается и смягчается. Когда же она ест и пьёт досыта, сердце слепнет». Также он сказал: «Ключ к этому миру – насыщение, а ключ к ахирату (миру вечному) – голод. Основа всякого блага в этом мире и в следующем – это боязнь перед Всевышним. Господь одаривает благами этого мира тех, кого Он любит, и тех, кого Он не любит. Голод у Него – это одно из запрятанных сокровищ, и Он даёт его только тем, кого любит. Для меня лучше воздержаться от кусочка еды во время ужина, чем съесть его и простоять всю ночь в молитве».

В хадисе Посланника Аллаhа ﷺ сказано: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево. Достаточно сыну Адама عليه السلام нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если он не может, то пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть останется пустой для лёгкости дыхания» (Ахмад).
Сердце человека – засеянное поле, а еда подобна дождю. Как лишняя влага может испортить урожай, так и лишняя еда убивает сердце.

Человек, который всегда сыт, лишён милосердия. Сытый не поймёт голодного. Сытость ужесточает сердце. Имеющий здоровую нервную систему живёт в удовольствие. Голод притупляет тягу к греху, удерживает от совершения всего непристойного. Имам аль-Газали говорил: «Джихад (усердие на пути Всевышнего) против нафса (эга), с изнурением его голодом и жаждой, подобен джихаду на пути Аллаhа ﷻ».

 
Голодание

Конечно, для каждой болезни существует лекарство, и лекарством от чревоугодия, несомненно, является голод. Голод имеет и множество других положительных действий.
1. Очищение сердца, духовное прозрение, в то время как сытость вызывает в человека тупость и ослепляет сердце. Великий праведник аш-Шибли говорил: «Каждый день, проведённый в состоянии голода, открывает в моём сердце мудрость, которую я раньше не встречал. Ведь не скрыто, что цель поклонения – это размышление, которое приводит к познанию Всевышнего».

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Свет мудрости – это голод, сытость – это отдаление от Всевышнего; приближение к Нему проходит через любовь к беднякам и желанием быть вместе с ними. Не насыщайтесь, а не то потушите свет мудрости в ваших сердцах. Того, кто заснул с лёгкостью в животе, райские гурии окружают до рассвета» (ад-Дайлями).

2. Смягчение сердца, принятие влияния поминания Всевышнего на сердце. Люди часто читают зикр с искренностью в сердце, но, тем не менее, это поминание Всевышнего не имеет воздействия на сердце, которое в итоге не получает сладости поминания.

Как будто между поминанием Всевышнего и сердцем существует преграда в виде сердечной чёрствости, а она устраняется лишь посредством голода. Абу Сулейман сказал: «Когда человек голодает и чувствует жажду, его сердце очищается и смягчается, а когда человек сыт, его сердце слепнет и грубеет». 

3. Голод влечёт скромность, униженность и устраняет гордость. 

4. Благодаря голоду человек не забывает о бедах и наказаниях, ниспосылаемых Всевышним. 

5. Голод способен сломать желание совершать грехи, к которым человек так привык. Ведь источник всех грехов – страсти человека. 

6. Благодаря голоду человек меньше спит и больше бодрствует. Сытость заставляет больше пить воды, а жидкость, употребляемая в больших количествах, притягивает сон. 

7. Голод способствует постоянству в определённом богослужении. 

Ахмад Ибрагимов