25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.11.2020 (по Шафии)

1. Если дочь рождена вне никяха, то кто должен выдавать её замуж?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии аль-Бужайрими в книге «Хашия аль-Бужайрими аля аль-Хатиб» пишет: «Поистине, девочка, рождённая от прелюбодеяния, не имеет отца».
То есть, если отцовство девочки не устанавливается, то тогда у неё нет опекуна, который может выдать её замуж, и это право переходит к имаму той местности, где девушка пребывает в день заключения никяха. («Аль-фикх аль-Манхаджи»)

2. Вложение средств в любое предприятие всегда сопряжено с рисками. Поэтому, стремясь избежать их, бизнесмены пытаются прибегнуть к безболезненным методам привлечения капитала. Так, предприниматель договаривается с инвестором, что тот купит определённый товар у поставщика и продаст ему (предпринимателю) с наценкой в рассрочку. Также предприниматель заранее договаривается с этим поставщиком об обратном выкупе товара, проданного им инвестору. Таким образом, предприниматель получит средства для бизнеса в долг с отсрочкой выплаты инвестору. Инвестор же зарабатывает на разнице между покупкой и продажей товара в рассрочку. Является ли такая сделка запретной?

Согласно религиозным нормам, в деле инвестирования обычно прибегают к договорам «мудараба» или же «мушарака», где участники имеют одинаковые риски.

Договор, о котором говорится в вопросе, относится к так называемой тройной ине. Ина — это вид торговли, в котором проданный товар возвращается к продавцу. Ина бывает двойной, тройной и т. д. — в зависимости от количества участников. Насчёт нежелательности ины в случае, когда к ней прибегают не постоянно, в шафиитском мазхабе есть разные мнения, хотя в остальных мазхабах этот договор является запретным.

Согласно более аргументированному мнению шафиитского мазхаба, ина нежелательна, но в тройной ине нежелательности меньше. При этом должны быть соблюдены такие условия договора, как устный или письменный договор о купле-продаже, передача и приём товара и т. д.
Следовательно, если вы прибегаете к данной сделке лишь для привлечения средств, но не зарабатываете на ней, как некоторые зарубежные исламские банки, чья деятельность стала причиной запрета данного договора исламскими академиями, то она, согласно шафиитскому мазхабу, не запрещена. («Тухфат аль-Мухтадж»)

3. Правда ли, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается многократно?

Данный вопрос является предметом полемики исламских учёных. По более аргументированному мнению, такой грех многократно не увеличивается.
Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Абд уль-Хамид аль-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «…Мнение о том, что грех, совершённый в святынях, многократно увеличивается, считается невесомым».

4. Обязательно ли в поясном поклоне выпрямлять ноги? И действителен ли намаз, если они были согнуты в коленях?

В поясном поклоне («руку») желательно не сгибать колени, но если согнуть, то намаз не нарушится. Также в поясном поклоне желательно выпрямить шею и спину.

Известный учёный Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари в книге «Фатх аль-Муин» пишет: «Пятое: это поясной поклон, совершённый таким образом, чтобы ладони (молящегося), не считая пальцев, лежали на коленях. Это минимум необходимого для поясного поклона. При поясном поклоне желательно выпрямить шею и спину так, чтобы они выглядели подобно одному прямому листу, следуя сунне Пророка . Также желательно расставить выпрямленные ноги, обхватив колени слегка разведёнными пальцами рук». 

5. В нашем селе многие держат овец на одном кутане (пастбище, расположенное в низовье). У каждого разное количество. Летом овцы пасутся на пастбищах в горах в течение трёх-четырёх месяцев, а осенью — на кутане. Зимой большая часть овец пребывает дома 20–30 дней во время окота. Как выплатить закят с этих овец?

В книге «Бушра аль-Карим» имам Баишан пишет: «Что касается выплаты закята с объединённой отары (для облегчения содержания) скота, то условием для его выплаты является истечение одного года с момента их владения, а также чтобы водопой скота, место выпаса (пастбище), дорога, место сбора, откуда скотину ведут на выпас, загон и пастух были общими». 

 «Также должен пройти один год (хавль) с начала объединения. Если, к примеру, каждый из них имел во владении сорок овец в начале месяца Мухаррам (первый месяц мусульманского календаря), и они объединили их в начале месяца Сафар (второй месяц), то в этом году их объединение не будет засчитано, и с наступлением месяца Мухаррам следующего года каждый должен будет выплатить (отдельно со своего стада) по одной овце. А уже на второй год и далее объединение будет считаться действительным».

Имам ат-Тармаси в своей книге «Хашия ат-Тармаси» пишет: «Не выплачивается закят со стада, принадлежащего нескольким лицам, если это стадо хозяева разберут до истечения полного года. В таком случае каждый хозяин сам выплачивает закят, если количество его скота достигло нисаба (минимальный размер достатка или имущества, с которого необходимо выплачивать закят, в данном случае 40 голов овец и более)».

Заключение: 
Исходя из вышесказаного, вы не обязаны выплачивать закят, так как каждый в течении месяца забирает своё стадо и кормит их у себя.

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    29.12.2020
    👍